«Взгляд» продолжает публиковать истории реальных людей о том, как зарабатывать на жизнь, занимаясь собственным делом, а не просиживая штаны в офисе.
Казалось бы, что может проще: покупай «шашечки» и становись в людном месте. Разумеется, все далеко не так просто. Во-первых, все «денежные» места — вокзалы, аэропорты, стоянки торговых центров — уже давно поделены, чужаков туда не пускают. Могут проколоть колеса, испортить автомобиль. Хотя, конечно, можно работать и так: заказов будет меньше, зато стоимость проезда сможете устанавливать самостоятельно.
Под крылом диспетчерской
Сейчас в Киеве работает множество служб такси, и сотрудничество с ними начинается примерно одинаково: вы заключаете договор, затем на ваш телефон устанавливается специальная программа, через которую вы и получаете заказы. Рации давно вышли из моды.
Каждый водитель работает с диспетчерской под своим уникальным номером и платит ей комиссию — около 10% от каждого выполненного заказа. Оплата комиссионных происходит через терминалы самообслуживания, то есть в службе такси вам появляться не нужно. Но если вы не оплатили комиссионные за предыдущие заказы, новых не получите. Некоторые водители заключают договоры с несколькими службами, чтобы зарабатывать больше и не простаивать.
Первый вопрос, который задают в диспетчерской: «Какой у вас автомобиль?» Многих уже не устраивает «дэу ланос». Если вы владелец хорошей пятилетней иномарки (например, «митсубиси лансер» или «тойота королла»), то вас возьмут в службу, где заработок побольше. Иногда доплачивают и за знание иностранных языков.
Аренда авто
Если своего автомобиля у вас нет или не хочется его «убивать», есть вариант взять автомобиль в аренду. Обычно предлагают самые простые модели — те же «дэу ланос» возрастом от пяти до восьми лет. От водителя требуют местную прописку и приличный стаж вождения. Аренда стоит от 150 грн в сутки. Но ремонт — за счет владельца.
Доходы и расходы
Начинающий таксист «чистыми» на арендованной машине может заработать 3 500–5 000 грн в месяц, а более опытный — 5 500–7 000 грн.
Больше повезло тем, у кого есть свое авто, ведь стоимость аренды превышает его амортизационные расходы и ремонт минимум на 30–40%.
Доходы
- 3–4 заказа утром (с 8 до 11) — 150 грн
- Несколько заказов днем (с 12 до 16) — 300 грн
- 4–5 заказов вечером (с 17 до 21) — 250 грн
Расходы
- Топливо (сжиженный газ
при пробеге 150 км в день) — 80 грн
- Оплата программы и комиссионных — 70 грн
- Чай, кофе в течение дня — 20 грн
Итого чистый доход в сутки: 530 грн. Из этой суммы 10% нужно откладывать на амортизацию автомобиля, ремонт, техобслуживание.
Получается примерно 12 000 грн в месяц. Конечно, заработать можно и больше, например, работая без выходных, что сомнительно. Важнее, что у каждого опытного таксиста есть свои секреты, где встать днем, чтобы быстро получить заказ. Их приобретете с опытом.
Советы опытного таксиста
— Работаю со службой такси уже около трех лет, — рассказывает Виктор, владелец старенького мерседеса 190. — В принципе, работой доволен, машина у меня дизельная, расход небольшой, следовательно, могу брать те заказы, которые другим не интересны, но приходится баранку крутить по 10 часов в день.
Начинающим таксистам, советует Виктор, очень важно определится с графиком работы и отдыха и хорошо помнить, что всех денег не заработаешь, а переутомление может привест
и к ДТП.
— В среднем в хорошие месяцы зарабатываю около 8 тыс. грн «чистыми» при том, что работаю утром с 8 до 16 и вечером с 19 до 23 часов. Да, тяжело, но семью надо кормить, — делится Виктор. — Если решили работать в такси, обязательно почитайте про специфику работы на тематических форумах, следуйте советам опытных таксистов — и все будет хорошо, заказов пока хватает на всех.
По мнению бывалого, наиболее «денежный» период для таксистов — с ноября по апрель. Зимой спрос особенно вырастает во время снегопадов и метелей — пропорционально риску попасть в ДТП. Одновременно увеличиваются
и тарифы.
— Чем хуже погода, тем лучше для нас, — рассказывает Виктор, — ведь многие горожане лучше заплатят за такси, чем будут ждать городской транспорт, стоя под ливнем или на ветру. Хорошо можно заработать вечером в четверг и пятницу, традиционно высокое количество заказов — в выходные.
Получается, что таксист может зарабатывать лучше, чем большинство столичных офисных работников. Перспективы роста заработка в целом очень хорошие, поскольку со временем приходит опыт, появляются постоянные клиенты и познаются «хитрости» профессии.