Собака – не только друг человека, но и лучшее «спецсредство» украинских милиционеров для охраны важных объектов, для задержания подозреваемых и поиска улик. К Евро-2012 четырехлапых стражей порядка собирали в столицу и в другие принимающие города со всей Украины. Они искали взрывчатку и наркотики. Кинологи уверены: удачное проведение чемпионата без терактов и массовых беспорядков – заслуга их питомцев.
Кинологический центр киевского управления Госслужбы охраны (ГСО) расположен в лесопарковой зоне Святошина. Тренировочная площадка – на поляне между сосен. На ней пятиметровая лестница, брусья и несколько заборов-препятствий. В центре сейчас живут 17 собак: немецкие овчарки и ротвейлер. У каждой своя «квартира» – вольер размером 2х6 м с зимним отделением и будкой внутри. «Служивые» бегают по дощатому полу и пытаются запрыгнуть на стены.
Каждый день – каша с мясом и прогулка
«Каждая собака должна бегать не меньше часа ежедневно. На площадку выпускаем парами – в природе кобель никогда не бросится на суку. Если выгуливать однополых – потратят время на выяснение отношений», – рассказывает начальник центра Леонид Левченко.
На завтрак у служебных собак овсяная, пшенная или ячневая каша с говядиной. Вечером – сбалансированный корм.
«Овощи нынче – проблема. Раньше ездили в совхоз Совки, которого уже нет – брали там свеклу, морковь, капусту и добавляли в корма. Сейчас животные получают все необходимое из сухих кормов», – говорит Левченко.
Служебных собак используют до 8 лет. Считается, что к этому возрасту они уже не годятся для такой службы. В 10 лет слабеет нюх, ухудшается зрение. Тогда питомцев выбраковывают – отдают в село доживать. Но, как правило, их забирают сами кинологи.
«В каких бы хороших условиях ни жили немецкие овчарки, их век – 16 лет. В ГСО собаки доживают максимум до 14 – из-за постоянных стрессов. Всю ночь собака дежурит на охране объекта, не спит. Утром она возвращается в вольер. Ей бы отдохнуть, поспать, но другие собаки не дают – лают».
Полосу препятствий проходят вместе
С трех месяцев щенков, рожденных от живущих здесь же племенных сук, начинают тренировать: учат отзываться на кличку, ходить на поводке. В шесть месяцев начинается основной курс обучения. Двухразовая кормежка становится одноразовой. Суточную порцию дают животным после обеда.
«С утра собака полуголодная, ее легче обучить с помощью лакомства. За кусочек сырого мяса сделает все. Кинолог держит корм в специальной сумке на поясе и выдает его за выполненную команду», – объясняет Левченко.
Курс послушания обширный: собаку нужно научить ходить рядом, прибегать на зов, слушаться команд «сидеть» и «лежать».
«Самое трудное – выработать у них выдержку. Оставил лежать, положил поводок рядом и ушел. Если собака минут 20 на этом месте смирно пролежит – это выдержка», – рассказывает кинолог.
Собаки должны научиться прыгать через барьеры и ямы, бегать по лестнице вверх-вниз, ползать.
«Все это приходится делать и кинологу. Ни одна собака добровольно на лестницу не побежит. Берешь ее за ошейник и ведешь потихоньку по ступенькам. Собака лапами перебирает – и так вместе с кинологом лезет вверх, потом вниз».
Если «ученик» прыгает через двухметровый забор – через него должен и кинолог перепрыгнуть.
«Так же собака учится ходить по 10-метровому буму (специальное тренировочное бревно. – "Взгляд"), хотя и лапы дрожат проползти по сетке, – объясняет руководитель центра. – На соревнованиях кинолог бежит по буму – и собака тоже. Хотя во время тренировки кинолог учит щенка на примере опытной собаки. Если все получилось – хвалят: „Молодец“, хлопают по груди и дают кусочек чего-то вкусного. Больше мяса овчарки любят только голландский сыр».
Овчарки разнимают драчунов и задерживают насильников
Собак ГСО обучают охранять и задерживать. Если грабителю вздумается вынести что-то с охраняемой территории, немецкая овчарка догонит и вцепится в ногу или руку. При этом собак обучают не рвать человека, а лишь держать. Но только до тех пор, пока преступник не начнет отбиваться.
«Несколько лет назад был случай изнасилования на Борщаговке. К нам поступил вызов – и кинолог отправился по горячим следам. Поскольку была ночь и никто не ходил, запах преступника висел в воздухе, – вспоминает кинолог. – А «горячий след» держится около 3 часов. Собака пробежала километр и остановилась у мусорной кучи. Оперативники подумали, что она голодная. А пес начал рыть. Оказалось, насильник увидел милиционеров и решил спрятаться в мусоре. Девушка его опознала».
Однажды два кинолога охраняли Обойный рынок, когда их по рации попросили о подмоге. Рядом в кафе началась массовая драка. Разнять дерущихся не удавалось – и кинологи дали команду «фас».
«Немецкая овчарка – это как боевая машина, лучшее спецсредство для милиционера, как резиновая дубинка или газовый баллончик, – объясняет Левченко. – В таких случаях надеваем намордник, чтобы не порвали людей, а только били мордой. Собака весит 50 кг, нападает в прыжке. Атакует так, что остаются огромные синяки. В тот раз две овчарки повалили и разбросали большую компанию. Ребята начали кричать: "Командир, мы все поняли, забери собак!"»
Щенка с задатками копа можно купить за $300
В питомнике Государственной службы охраны собак не только обучают службе в рядах МВД, но и разводят «кадры» на продажу. В помете у овчарки обычно 6-8 щенков. Кинологи ГСО оставляют себе пару, для восстановления поголовья. Остальных продают желающим – официально, по рыночной цене в 2400 грн. Клички собаки получают по алфавиту, то есть, если в этом помете клички всех щенков начинаются на «А», то в следующем (неважно, от какой собаки) – на «Б» и так далее. Сами клички кинологи просто выдумывают – что в голову взбредет.
С 2010 года пополнения в питомнике не было – в милиции сейчас хватает четвероногих сотрудниках. Также не было и желающих купить щенка.