Возле села Новобогдановка (Запорожская обл.) Минобороны возобновило работы по разминированию территории бывшей военной базы. Уже девятый год идет ликвидация последствий катастрофы 6 мая 2004 года, когда от взрывов боеприпасов погибли пять человек и пострадали населенные пункты в радиусе 40 км. Военные заявляют, что к 20 апреля территорию очистят — сейчас на полигоне работают полсотни саперов и 80 человек охраны. Только за последний месяц найдено 4,5 тыс. снарядов. А селяне по-своему «помогают» военным — собирают боеприпасы и сдают их в металлолом. «Взгляд» пообщался с местными жителями и узнал, сколько можно заработать на частной торговле снарядами.
Опасный прииск
Новобогдановка — деревушка маленькая, всего 3,5 тыс. жителей. Как и в большинстве сел, с работой здесь туго. Поэтому предприимчивые селяне решили — раз уж приходится жить на минном поле, то стоит извлечь из него прибыль раньше, чем оно взорвется.
— Я знал, что еще до 2004 года некоторые собирали снаряды, — рассказывает сельский голова Дмитрий Хлыстун. — Кто со склада воровал, кто в лесу находил те, что еще с войны остались. Но после взрывов собирать и сдавать снаряды на металлолом вышло полсела, еще и из соседних деревень люди набежали.
Снаряд калибра 152 мм для танковых гаубиц весит 70-80 кг. Пустой, без взрывчатого вещества, потянет на 20-30 кг. Черный металл скупщики сейчас принимают по 2 грн/кг, цветной — гораздо дороже: медь — по 48 грн/кг, латунь — 24 грн/кг, алюминий — 8 грн/кг. Сдав лишь один снаряд, можно неплохо заработать.
— Вот и потянулся народ за копейкой, — сокрушается глава сельсовета.
— У меня сыну 16 лет, — рассказывает местная жительница Наталья. — Ходит собирать снаряды. Я и молилась, и ругала, и плакала. Подыскала ему работу официанта в Бердянске на 1500 грн. А он говорит: «Мама, я здесь за день такие деньги буду иметь». Уже и дома его запирала, но только я за порог — он уже сбежал. Зато ходит, хвастается — мобильник новый, ноутбук купил, духи дорогие. А то, что мать чуть не поседела, — он не понимает.
Другая местная жительница Юлия рассказывает, что снаряды они с мужем собирали в мешок.
— Страшно было, — качает она головой. — Ну а куда денешься? Мы оба случайными заработками перебиваемся, двоих детей нужно было в школу одеть-обуть. Вот и ездили, правда по ночам. До поля доезжали мотороллером, копали или просто находили и грузили. Как-то и страх пропадал, когда видела, что все так делают. А дома муж взрывчатку изымал. Он у меня бывший военный.
Гибнут за металл
Милиция и СБУ закрыли все пункты приема металлолома в Новобогдановке и окрестностях. Саперов-самоучек ловили и штрафовали. С десяток человек даже посадили. Последнего поймали прямо в центре села — с реактивным снарядом на багажнике велосипеда. Но селян было не остановить.
— Промышляли по ночам, а сдавать ездили в Мелитополь и Бердянск, — рассказывает Хлыстун. — Потом милиция и там рейды проводила. Скупщики, принимая распиленный снаряд, делают вид, что не замечают. И лежат себе на куче металлические пластинки.
— Возили в автомобилях, на прицепах, велосипедами и мотоциклами, — рассказывает Дмитрий Хлыстун. — Или электричкой. Только представьте — насобирал мешок гранат и везет их в Мелитополь сдавать.
Чтобы милиция не трогала, снаряды распиливали, гнули, чтобы они были похожи на куски железа. Бывало, прямо с пороховым зарядом начинали коверкать. Тут и пошли первые жертвы, только в Новобогдановке пострадали пятеро взрослых и два школьника.
Одного из саперов-самоучек поймали прямо в центре Новобогдановки — с реактивным снарядом на багажнике велосипеда
— Сосед Митя в прошлом году распиливал снаряд, — рассказала «Взгляду» местная жительница, пожелавшая остаться инкогнито. — Хвастался, что нашел латунный на 40 кг, получит за него тысячу гривен. А тот рванул у него в руках. Парень умер на месте. Думаете, это кого-то остановило?
Но самое страшное, что снаряды перекочевывают в село. По словам военных, если хотя бы один реактивный снаряд взорвется в чьем-то сарае, то на воздух взлетит полсела.
Деревня на пороховой бочке
— Территорию артиллерийских складов огородили колючей проволокой, — рассказывает помощник начальника ГУ ГСЧС в Запорожской области Юлия Барышева. — Но людей это не останавливает. Недавно поймали двоих копателей. А некоторые обзавелись металлоискателями — чтобы вместо чермета искать медь и латунь.
Сейчас военные и спасатели взрывают все, что находят, прямо здесь, на полигоне.
— Оповестили жителей, что взрывать будут по пятницам, — говорит сельский голова Дмитрий Хлыстун. — Я был на первой закладке. Чтобы ослабить ударную волну и шум, снаряды подрывают в специальных траншеях, прикапывая землей.
Честно говоря, и селяне, и сотрудники ГСЧС уверены — утилизировать все снаряды не удастся. А селяне потом опять выйдут на поля за снарядами. Опасно, но выгоднее, чем картошку выращивать.