17:32

четверг,
25 апреля

Новости Країна Суспільство

Год после Евро: ненужные вокзалы, стадионы и снова ремонт дорог

10.06.2013 / 09:55
Год после Евро: ненужные вокзалы, стадионы и снова ремонт дорог
Саша Горская, Андрей Захаров, Григорий Макаров
Что осталось в наследство городам Украины от чемпионата по футболу

Год назад, пожалуй, впервые за всю историю независимости Украине представился шанс показать себя во всей красе перед многочисленными иностранными гостями. С 2006 года, когда Украина вместе с Польшей были выбраны странами–хозяевами чемпионата, словосочетание «Евро двадцать двенадцать» звучало из уст чиновников разного уровня чуть ли не по каждому поводу: от планов по строительству аэропортов, вокзалов и развязок до озеленения скверов и обучения милиционеров английскому языку. Воображение киевлян и жителей Харькова, Донецка и Львова рисовало картины одна ярче другой. Казалось – вот сейчас наступит то самое спасительное Евро, и города превратятся в цветущие сады с гладкими дорогами и вежливыми милиционерами, «как в Европе». Сегодня, спустя год после футбольного праздника, от эйфории не осталось и следа. Судьба многих объектов, построенных к Евро, показала, что чиновникам по-прежнему не чужда советская показуха: в Киеве уже обваливаются «отреставрированные» фасады домов вокруг стадиона, в Донецке оказался никому не нужным чудо-вокзал за 600 млн грн, а во Львове на футбольной арене за 2,3 млрд грн проповедуют Свидетели Иеговы, а вокруг нее пасутся козы.

«Взгляд» узнал, что досталось в наследство от чемпионата городам–хозяевам Евро-2012.

Киев: «потемкинские» фасады вокруг стадиона

Больше всех ощутили подготовку к Евро жители 1,5-километровой зоны вокруг НСК «Олимпийский» – было обновлено дорожное и тротуарное покрытие, установлено новое освещение, улицы озеленили, а фасады домов отреставрировали и покрасили.

Фасады уже осыпаются

Дороги и тротуары этот год пережили спокойно, а вот фасады местами снова приходят в упадок – после зимы с некоторых домов кусками отваливается краска и штукатурка

.

– Делали все на скорую руку, вот и не выдержала эта краска зимы. Мне лично все равно, что там покрашено снаружи. Все как было, так и осталось: во дворах ямы и ухабы, теплотрассы как прорывало, так и прорывает, хотя обещали все заменить. Спасибо, хоть новые развязки еще не развалились, стоят. Это, пожалуй, единственный плюс, который ощущается, – поделился своими впечатлениями о жизни после Евро житель дома 7а на Жилянской улице.

Некоторые дома, хотя и обещали, но к Евро так и не отреставрировали. Например, здание по Красноармейской, 41 (оттуда до «Олимпийского» рукой подать), до сих пор стоит в полуразрушенном состоянии и затянуто зеленой сеткой. Рядом символически красуется ситилайт с логотипом «Евро-2012» и слоганом: «Творим историю вместе». В еще более удручающем состоянии дом по улице Саксаганского, 23. Во время Евро его прикрыли полотном с рекламой, а сейчас руины на углу Саксаганского и Красноармейской снова «радуют» глаз.

Пропали бомжи и собаки

Чего действительно нельзя не заметить – из 1,5-километровой зоны вокруг «Олимпийского» пропали бездомные люди и собаки. То ли всем нашли приют, то ли просто вывезли в неизвестном направлении и строго-настрого приказали не возвращаться, однако и спустя год на улочках вокруг стадиона не видно ни попрошаек, ни свор бездомных тузиков.

– Перед Евро они все резко исчезли, и сейчас как-то не видно ни животных, ни бомжей. Не знаю, где они, но без них приятнее, – говорит один из местных жителей Александр. В целом о Евро он вспоминает без ностальгии, говорит, что по бесцеремонным иностранным фанам, превратившим дворы в туалеты, не скучает.

Нарисованные окна на Андреевском

Еще одним масштабным объектом, который пережил глобальные перемены перед Евро-2012, стал Андреевский спуск, открытый год назад после реконструкции. Новая брусчатка и фонари с вазонами, отреставрированные фасады и Андреевская церковь приятно удивляют иностранных туристов и поныне. Единственный минус: сдавали спуск, как всегда, в спешке, денег на все не хватило, так что пять домов так и оставили в их обычном виде, завесив полотном с рисунками окон и дверей. Перед стартом чемпионата Попов заявил, что здания не подлежат реконструкции, их нужно сносить и отстраивать заново. Сделать это обещали в 2013 году. Но явно забыли: развалины до сих пор стоят нетронутыми. Прикрывающие их картинки за год выцвели и разорвались в клочья. Кое-где их украшают белые или черные заплатки, кое-где сквозь дыры виднеются развалины.

Вернули бетонные урны

Перед Евро в центре Киева убрали все бетонные урны, опасаясь повторения днепропетровских терактов (в апреле 2012 взрывчатку заложили в бетонные урны, и осколки от взрыва ранили 31 человека), и заменили их по всему городу сперва на обычные мусорные пакеты, а затем на пластиковые. Но через год после Евро киевские чиновники бояться терактов, очевидно, перестали. И неприглядные бетонные урны опять заняли свои места на центральных улицах. А от новых, пластиковых, местами остались только крышки, одиноко висящие на заборах.

Ненужный вокзал и «police» в Донецке

Через год после проведения Евро-2012 местные жители даже не вспоминают о том, что Донецк был одним из принимающих городов. И если чиновники до сих пор хвастают былыми успехами и проводят семинары для российских коллег, рассказывая им, как надо готовиться к крупным спортивным событиям (у России на носу зимняя Олимпиада в Сочи), то рядовые донетчане на вопрос, что хорошего принес чемпионат городу, лишь удивленно пожимают плечами.

Наверное, единственное, что каждый день бросается в глаза всем горожанам, – это дорожные указатели на украинском и английском языках. Таких подробных знаков в городе отродясь не видали. Сейчас хоть пешком, хоть на автомобиле можно добраться практически к любому госучреждению, не задав прохожим ни одного вопроса. Единственное, что возмущало правдоискателей в период подготовки к Евро, – цена дорожных указателей. «Ну как кусок жестянки на железной палке может стоить больше двух тысяч гривен?» – звучали тогда возмущенные возгласы, так и оставшиеся без ответа.

Но если дорожный указатель на английском воспринимается более-менее спокойно, то надписи «police», которые появились на всех отделениях милиции, спустя год после Евро выглядят по меньшей мере странно.

Огромный и бесполезный вокзал

Поезда «Хюндай», запущенные накануне Евро, обсудили и обругали уже давно. Но в Донецке есть еще один железнодорожный объект, доставшийся в наследство от чемпионата и вызывающий у местных жителей недоумение. Это огромное новое здание железнодорожного вокзала, в строительство которого вбухали более 600 млн гривен. Красивое, современное, как и полагается – из стекла и бетона... но абсолютно невостребованное: в час пик пассажиры используют от силы четвертую часть ресурсов вокзала. А чтобы бабушки, спешащие на электрички с авоськами в руках, не топтали чистенький мраморный пол, новые помещения периодически закрывают на замок.

Закрыт от посторонних и автовокзал со стоянкой напротив нового терминала аэропорта. Власти планировали обустроить здесь современный транспортно-пересадочный узел, но оказалось, что после чемпионата он никому не нужен, и строение пустует. Правда, в аэропорту, к счастью для пассажиров, работает новый терминал, который назвали в честь композитора Сергея Прокофьева. Бесполезным на его фоне оказался старый аэровокзал, но свое он отработал еще в советское время.

Воздух стал чище

Некоторые потери города многие жители Донецка считают важнее приобретений. Так, уже более года простаивает Донецкий металлургический завод в самом центре города, где незадолго до Евро закрыли доменное производство. Мотив был понятен: никто из иностранцев в городе не задержался бы, увидев черные клубы дыма в небе и сделав пару вдохов. В итоге горожане до сих пор радуются свежему воздуху, а производство реконструируют.

Харьков: хорошо только там, где вложился местный олигарх

На вопрос о наследии Евро-2012 харьковчане отвечают: «Все хорошо – 5-звездочная гостиница процветает, на стадионе проходят матчи, в аэропорту поток пассажиров постоянно растет. Идиллия!»

Единственное, что смущает горожан, так это то, что дорог в Харькове как не было, так и нет. Конечно, перед чемпионатом по футболу главную магистраль города – проспект Гагарина – в спешке отремонтировали, но годового испытания дорожное полотно не выдержало.

Идиллическая ситуация объясняется просто. Первые три объекта, о которых знает чуть ли не каждый харьковчанин, строились или за счет, или при долевом участии известного харьковского бизнесмена и олигарха Александра Ярославского. Неудивительно, что возводились они как для себя – качественно, красиво и надежно. Даже после окончания Евро они продолжают приносить стабильный доход концессионерам.

На подготовку Харькова к чемпионату ушло около 1 млрд евро. Цифры еще год назад озвучили чиновники. Объяснили: «Деньги потратили на реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта, реконструкцию стадиона «Металлист», а также на строительство гостиниц, тренировочных баз, ремонт дорог, создание информационных центров для туристов, разработку туристических схем, карт и многое другое».

Деньги поступали в неравных пропорциях из разных бюджетов – государственного, городского, областного и личного (так называемые «средства частных инвесторов»).

Из отголосков чемпионата в Харькове спустя год можно все еще встретить приветствующие гостей билборды и разрисованный символикой Евро общественный транспорт. Наверное, это и есть то «многое другое», на что были потрачены миллионы гривен налогоплательщиков.

В Харькове, как и в Киеве, информационные табло в метро остались с английским переводом. А вот голосовые объявления в транспорте больше не переводят.

Исчезли из города и знаменитые «Амстердамские сосиски», так полюбившиеся харьковчанам. Передвижные вагончики с символическим фаст-фудом свернули сразу после закрытия чемпионата, хотя подобный проект имел право на жизнь и без привязки к Евро.

Перебрался в зоопарк еще один символ Евро-2012 – хорек-предсказатель Фред. Он правильно определил исход 17 из 31 матча чемпионата Европы. Фред поселился в водном вольере с талисманом ФК «Металлист» – хорьком Хорхе.

Голландские болельщики будут снова пить и петь

17 июня Харьков отпразднует годовщину проведения чемпионата Европы по футболу. В городе ждут голландских болельщиков. В барах и кафе планируется открыть специальные места для общения. Оранжевую символику для таких тематических уголков — флажки, шарфы, ленты, головные уборы, футболки, значки и вымпелы — харьковским заведениям подарит дипломатический корпус Королевства Нидерланды и фан-клуб сборной Голландии.

К сожалению, гости не смогут ощутить ностальгии от поездки на знаменитом оранжевом поезде метрополитена. Год назад он возил голландских болельщиков без остановок по всей ветке, которая ведет из центра Харькова до спального района Салтовка, где был расположен кемпинг. Поезд перекрасили в обычный цвет после окончания Евро.

«Арену Львов» за 2,6 млрд отдали «Свидетелям Иеговы»

Последний международный футбольный матч на отстроенной к Евро «Арене Львов» был сыгран в августе 2012 года – сборная Украины принимала Чехию. Это была единственная после Евро-2012 игра на стадионе, строительство которого обошлось почти в 2,3 млрд грн. Следующий матч запланирован на сентябрь этого года (сборные Украины и Сан-Марино). Арену чаще используют не по прямому назначению: там состоялись концерты местной звезды Дзидзьо и группы «Океан Ельзи». Кроме того, на спортивном объекте проводили конференции «Свидетели Иеговы», проходили различные медиа- и экономические форумы. Сейчас руководство «Арены Львов», по примеру НСК «Олимпийский» в Киеве, собирается зарабатывать, отдавая стадион в аренду под празднование свадеб и корпоративов.

Около стадиона много так и не заасфальтированных дорожек, а на заасфальтированных отсутствуют канализационные люки, однако «громких» падений пешеходов пока, к счастью, не было.

На газонах около «Арены Львов» местные селяне выпасают скот. Улочки вокруг стадиона пустуют, и время от времени их используют желающие научиться водить автомобиль, либо подростки-роллеры. К стадиону до сих пор не ходит общественный транспорт.

Аэропорт

В аэропорту ситуация получше, после Евро-2012 там запустили более 10 новых рейсов, но, к сожалению, главный аэровокзал Западной Украины до сих пор не работает даже на половину своей мощности. Власти города заявляют о необходимости увеличения внутренних рейсов из Львова, в частности, в Одессу, Донецк, Харьков, Днепропетровск. Сейчас из города можно вылететь только в Киев и Симферополь.

Улицы снова ремонтируют

В конце мая покрытие на центральной улице Липинского, которую ремонтировали к Евро-2012, снова готовят к замене. Спустя год уже разбита трасса Львов–Краковец, а ремонт ул. Городской, которую обещали сдать к Евро, до сих пор не сделан. И неизвестно, когда будет открыт обещанный пункт пересечения границы «Будомеж–Грушив». Жители Львовской области просят власти восстановить совместный осмотр пограничниками и таможенниками Польши и Украины, как во время Евро-2012.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
25 апреля
24 апреля