Виктор Янукович вчера прибыл в Поднебесную. Этот визит политологи уже назвали историческим: Украина подписала с Китаем договор о дружбе и сотрудничестве на пять лет, запланировано множество совместных проектов.
Третья опора
Балансируя между восточным и западным векторами развития, Украина получает третью точку опоры. Китай – серьезное подспорье в случае давления как со стороны ЕС, так и со стороны России.
«Если будет реализовано все, о чем договорились, выгода окажется большей, чем от сотрудничества нашей страны с Россией и Европой вместе взятыми, – сказал „Взгляду“ политолог Дмитрий Выдрин. – Потерять такую возможность было бы недальновидно».
Эксперт отметил: Китай оказался единственной страной, готовой предоставлять деньги не только в кредит, но и в виде инвестиций в совместные предприятия. Общая сумма инвестиций составит около $20 млрд. В результате на территории нашей страны будут созданы новые производственные мощности, которые способны будут обеспечить работой много тысяч украинцев.
«И это только начало: Китай рассматривает Украину как плацдарм для выхода на европейские рынки, – пояснил политолог. – В будущем стоит ожидать роста инвестиций и появления новых и новых предприятий. Расположение нашей страны очень выгодно и привлекательно для Китая: можно эффективно торговать со всей Европой».
Урожайный потенциал
Среди наиболее важных проектов – сотрудничество в аграрной сфере. Появился договор о привлечении $3 млрд китайских инвестиций для модернизации систем орошения в южных областях. По словам директора консалтинговой компании «ПроАгро» Николая Верницкого, возобновление системы полива в этом регионе способно в разы увеличить производство кукурузы, сои и овощей, требовательных к влажности почвы.
«Урожайность может вырасти почти втрое. Для примера, если сейчас мы собираем около 60 центнеров кукурузы с гектара, то на поливных землях этот показатель может быть до 150 центнеров», – сказал Верницкий.
Под крылом самолета
Еще одно направление – авиастроение. Здесь китайский рынок имеет все шансы превратиться в Клондайк для украинских производителей. Потребности китайцев в самолетах класса Ан-148 и Ан-158 измеряются сотнями. Для сравнения: в прошлом году с конвейеров наших компаний сошло всего 8 аппаратов.
«Но чтобы заинтересовать Китай в покупке серьезных партий, украинцам необходимо убедить партнеров: наша продукция – лучшая, – сказал „Взгляду“ эксперт Центра мира, конверсии и внешней политики Игорь Козий. – Плюс гарантировать послепродажное обслуживание. Если оба условия удастся выполнить, сотрудничество принесет выгоду».
При вложении достаточных средств можно в течение полугода переоснастить наши предприятия и довести ежегодное производство до 30 самолетов в год.