Уже в ближайшем будущем украинская нефте- и газотранспортная отрасль может пережить настоящую революцию. В преддверии подписания Соглашения об ассоциации Евросоюз выразил крайнюю заинтересованность в совместном использовании нашей трубопроводной системы. А также подтвердил готовность к совместной реализации трех проектов.
Броды заменят на Адамово
Прежде всего речь идет о завершении строительства трубопровода Одесса–Броды. Проект имеет довольно долгую и непростую историю. Возводить его начали в конце 1990-х. Ветка должна была пройти от Одессы через Броды до Полоцка, где соединялась бы с ответвлением нефтепровода «Дружба», которое обеспечивало поставки черного золота в Западную Европу. Украина свою часть трубы сдала в эксплуатацию в 2001 году, потратив на проект около $100 млн. А вот поляки отложили реализацию проекта в долгий ящик. Это заставило «Укртрансгаз» использовать трубопровод в реверсном направлении, транспортируя российскую нефть до Одессы, где ее загружали в танкеры.
На днях Еврокомиссия обнародовала список из 250 ключевых инфраструктурных проектов в сфере энергетики, на реализацию которых в 2014-2020 годах европейцы готовы выделить 5,85 млрд евро. Завершение строительства нефтепровода стало одним из них.
«В утвержденном проекте немного изменили маршрут. Труба будет соединяться с „Дружбой“ не в Полоцке, как планировалось ранее, а в районе польской нефтебазы Адамово. Она значительно ближе к Бродам, чем Полоцк, и находится на границе Польши и Беларуси», – рассказал «Взгляду» директор энергетических программ Центра «Номос» Михаил Гончар.
Протяженность нефтепровода составит 371 км, а его мощность со временем может быть доведена до 30 млн тонн нефти в год.
Долгожданная модернизация
Еще одним долгоиграющим проектом, реализацию которого должны начать в ближайшее время, является модернизация украинской ГТС. По словам еврокомиссара по вопросам энергетики Гюнтера Оттингера, в ЕС надеются приступить к этому проекту в следующем году.
«Идет подготовка к привлечению Европейского инвестиционного банка, Европейского банка реконструкции и развития, а также Всемирного банка к модернизации газотранспортной системы Украины. Она продвигается успешно. Поэтому, я надеюсь, в 2014 году мы начнем инвестировать в реконструкцию», – заявил Оттингер.
Однако, как отметил Гончар, чтобы получить деньги, украинской стороне необходимо будет провести реформу отрасли. Главное условие выделения денег – вывод «Укртрансгаза» в отдельную компанию, которая не будет зависеть от «Нефтегаза».
«Банкам нужны гарантии, что их деньги будут использованы по назначению и они смогут их вернуть. Поэтому они хотят работать напрямую с „Укртрансгазом“ по прозрачной схеме – возвращать кредиты компания будет из прибыли от транспортировки энергоресурсов», – отметил эксперт.
Европейский газ будут хранить у нас
Гюнтер Оттингер сообщил, что Еврокомиссия рассматривает возможность хранения газа в украинских подземных хранилищах.
«Украина становится не только транзитной страной, она имеет и потенциал для хранения газа. Украина – страна с огромными возможностями в этой сфере», – заявил еврокомиссар.
Предложенные Оттингером объемы – от 35 до 60 млрд кубометров – выглядят чистой фантастикой, ведь наши хранилища сейчас способны вместить не больше 32 млрд кубометров.
«У нас есть потенциал для увеличения объемов хранящегося под землей газа.», – отметил Гончар.
По его словам, если Европа реально решит закачивать в наши хранилища заявленные объемы, прибыль от хранения может быть сравнимой с суммами, которые мы получаем за транзит. А это $3-4 млрд ежегодно.