С 11 по 24 августа 1973 года зрители СССР прильнули к экранам. В милицейских сводках отмечалось, что по всему Союзу резко снизилась преступность – даже воры не шли на дело, а ждали новой серии «Семнадцати мгновений весны». В числе зрителей был и школьник Виктор Андриенко – будущий режиссер и актер, которому довелось неоднократно на экране воплощать пародийный образ Мюллера- Броневого. Дебютировал Андриенко в этой роли пять лет назад, в программе «Большая разница». А недавно снова надел форму группенфюрера СС, но уже для проекта «Киногерои», съемки которого сейчас проходят в Киеве.
Когда Куравлев появился в форме немецкого офицера, все заржали
Одна из ролей, которую на экране воплотит Андриенко, – это Мюллер-Броневой. Актер вспоминает премьеру настоящих «17 мгновений»:
«Улицы вымирали, когда шла премьера, – вспоминает Андриенко. – Помню, все собирались семьями, ходили друг к другу в гости, чтобы обсуждать премьеру картины. Боялись пропустить хотя бы серию. Есть фильмы, которые ты начинаешь смотреть и остановиться уже не можешь. Актеры какие потрясающие! Евстигнеев, например. Во время съемок у него была сломана нога. Он ходил, хромая, и образ Плейшнера полностью сложился. А какой Плятт – роль пастора Шлага одна из его лучших. А в Куравлеве в те времена все видели исключительно комика. И вдруг – роль немецкого офицера. Когда он появился на экране, все буквально заржали...
Так снять могла только женщина
«Режиссера Татьяну Лиознову называли мужиком в юбке, – рассказывает Андриенко. – На площадке она, говорят, была жесткая и требовательная к мелочам, как говорится, держала всех за кадык. Но если бы мужчина снимал эту картину, он полностью погрузился бы в тему разведки, сделал бы боевик. А она придумала и сцену с детьми, и ставшую классикой сцену свидания Штирлица с женой. Это такие вещи, которые мужчина снять бы даже не додумался».
Почему Мюллер дергает головой
«Знаете, как он учил текст? За полчаса – три страницы, – рассказывает Андриенко. – И у него есть такие штучки, которые помогают вспомнить реплики. Например, воды налил, задумался. Отошел-закурил. Это он так текст вспоминает. У него есть один характерный момент: когда Мюллер подергивает головой. Оказывается, это у Броневого был очень жесткий воротничок на рубашке. Это его и натолкнуло на такой актерский ход. И деталь сработала».
«Шесть лет в форме группенфюрера СС»
Впервые в образе Мюллера-Броневого Виктор Андриенко появился шесть лет назад, хотя создатели «Большой разницы» были против. Настояла продюсер, которая в свое время нашла Анастасию Заворотнюк для сериала «Моя прекрасная няня».
«Когда я впервые стал делать этот образ, мне заявили: „Стоп, стоп! Нам не нужен Броневой, нам нужна Одесса!“, – вспоминает Андриенко. – Все, что я задумал, рассыпалось. А вот в следующий раз, когда в „Большой разнице“ мы делали пародию на „цветного“ Штирлица, все мои заготовки и наблюдения уже пригодились». С тех пор образ Мюллера-Броневого закрепился за Андриенко, и в шоу «Киногерои» он станет группенфюрером СС уже в пятый раз.
«Коллеги считают, что на конкурсе лучших Броневых-Мюллеров я занял бы первое место», – смеется он.
О чем еще говорят фашисты
«Киногерои» – это проект продюсерского центра «Среда», одним из основателей и владельцев которого является Александр Цекало. Это пародия, но сделанная по принципу «не навреди». «В новом проекте любимые персонажи любимых фильмов будут попадать в неординарные ситуации, – рассказывает Виктор Андриенко. – Например, мы покажем, как бы снял фильм „Семнадцать мгновений весны“ Квентин Тарантино. Или знаменитый сказочник Роу. Будет и эпизод под названием „О чем еще говорят фашисты“ в духе фильма „О чем еще говорят мужчины“. Да, будет смешно, но при этом – никакой клоунады и патологии».
«С фильмом обошлись безобразно»
Когда Татьяна Лиознова начала работу над картиной, ей заявили: «Все в сценарии прекрасно, но где же победа Советской Армии?» Поэтому режиссер включила в фильм хронику и голос Капеляна.
— Это был гениальный ход на фоне того, что фильм снимался черно-белым, — заявляет Андриенко. — А почему? Потому что денег не дали на цветную пленку. Когда из черно-белого сделали цветным фильм «В бой идут одни „старики“», получилось здорово, потому что в картине не только цвет глаз у актеров такой же, как и в жизни, но и хронику сделали цветной. А вот с фильмом «Семнадцать мгновений весны» обошлись безобразно. Китайцы взяли и покрасили все, кроме хроники. Наверное, спешили. Да и не учли того, что когда снимается черно-белое кино, грим у актеров совершенно другой. Поэтому стали «вылезать» синяки под глазами, крашеные губы Мюллера. Это рухнуть просто можно! Настолько плохо отнеслись к материалу, видать хотели галопом-галопом, к очередной дате. Получилась патология, что в свое время и вызвало пародию в «Большой разнице».
Скандалы и легенды «Семнадцати мгновений...»
От фанатов радистку Кэт спасала милиция. После показа очередной серии Екатерина Градова (радистка Кэт) заскочила в гастроном «Новоарбатский». Восторженная публика прижала ее к прилавку и не отпускала 2 часа. Пришлось вмешаться милиции.
Фильм вызвал ажиотаж в странах соцлагеря. При въезде в Венгрию один советский начальник поинтересовался: «Ваши граждане не бегут в благополучную Австрию?» Пограничник ответил: «Сейчас нет, потому что сейчас все смотрят фильм „17 мгновений“».
Юлиану Семенову Андропов выдал специальное водительское удостоверение. На нем значилось: «Без права остановки» – и подпись шефа КГБ. Такое же было у Таривердиева. Говорят, он раз заехал на Красную площадь, чтобы проверить, сработает ли оно. Сработало...
Таривердиева обвиняли в плагиате. На киностудию Горького после премьеры стали приходить письма якобы от имени французского композитора Фрэнсиса Лея с обвинениями в плагиате. Скандал утих лишь, когда КГБ переслал из Франции настоящее письмо Лея – с поздравлениями.
Мюллер забаррикадировался в квартире. Похожая история приключилась с Леонидом Броневым. Однажды толпа поклонников фильма стала ломиться к нему в квартиру. Актеру пришлось забаррикадироваться изнутри.
Киноляпы. Их в фильме немало. Например, на стене кабинета Мюллера висят советские часы «Слава». В ванной Штирлица – советская сантехника. Офицеры гестапо не пили воду из графинов, а пользовались сифонами.