В Киеве назревает серьезная реформа в транспортной сфере. Власти выдвинули ряд новых требований к частным перевозчикам, которые хотят работать на маршрутах столицы. Среди них – единая форменная одежда для водителей. «Взгляд» выяснил, какой видят форму для маршруточников сами перевозчики и именитые дизайнеры.
Дресс-код за рулем
Мэрия объявила конкурс на определение перевозчиков по 159 маршрутам столицы. Теперь компании, желающие работать в Киеве, будут проходить жесткий отбор по многим параметрам. Так, маршрутки должны быть оборудованы GPS и подключены к единому диспетчерскому центру КГГА, автобусам должно быть не больше семи лет. А водители должны носить единую форменную одежду.
Как она будет выглядеть, еще не определились.
– Безусловно, это хорошая идея. Ведь сегодня некоторые водители в жару позволяют себе ездить в майках и коротких шортах, а это не совсем этично, – уверена Глава киевской областной ячейки Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков Елена Любомирская.
По ее словам, рано или поздно маршруточникам все же придется одеться по форме. Ведь дресс-код для водителей предусматривает и проект закона «Об автомобильном транспорте», который Рада должна принять через полгода.
Сами перевозчики пока не знают, что делать с новыми требованиями, и считают, что форма станет для них непосильной ношей.
– При нынешних тарифах на перевозки мы и так еле сводим концы с концами. Мы только «за», чтобы водители выглядели по человечески, но это очень накладно, – считает директор компании-перевозчика «Мотус» Александр Мазур. – Ведь нужно как минимум три костюма на смену каждому. Одна рубашка обойдется примерно в 150 грн, а если у вас в штате 300 человек, выходит только на рубашки нужно 135 тыс. грн. И это разовая сумма. К тому же, среди водителей большая текучка, а размеры у всех разные. Так что это идея хорошая, но реализовать ее в наших реалиях трудно.
Дизайнер: кроме формы водителям нужны курсы этики
О том, как должна выглядеть форма водителей маршруток, мы решили спросить именитых дизайнеров. Многие вдохновились идеей ввода дресс-кода для столичных шоферов.
– Очень радует взгляд, когда едешь по Европе и видишь водителей транспорта в темном костюме, рубашке и галстуке, – поделилась с нами дизайнер Айна Гассе. – Если говорить о киевских маршруточниках, думаю, это должен быть строгий костюм с погонами, золотыми пуговицами, головным убором. А рубашка должна быть не просто белой, а белоснежной.
А вот дизайнер Александр Гапчук считает, что вместе с формой нужно ввести обязательные курсы этики для водителей.
– Думаю, одежда должна быть похожа на форму нью-йоркских таксистов. В ней должны сочетаться три качества: эстетичность, узнаваемость (цвета, нашивки) и удобство при носке. Но я бы еще предложил проводить для водителей курсы этики. Одной лишь формы дли изменения их облика недостаточно, – уверен модельер.
Тернопольские водители уже в униформе
Тернопольские водители маршруток носят форму с 1 мая.
Водитель маршрутки №12 Сергей Салюк говорит, что особых неудобств нововведения городской власти ему не принесли. «Да, пришлось купить за свои деньги две рубашки синего цвета – зимнюю, с длинным рукавом, и летнюю. Зимняя стоит 90 грн, безрукавка – 75», – говорит мужчина.
– Я год училась в Польше, – рассказывает тернопольчанка Виктория Стиран. – Там все водители носят униформу. Когда приехала домой, то приятно удивилась: водители в форме даже воспитаннее стали. Почти не хамят и совсем не курят в салоне.
В марте горисполком Тернополя разрешил поднять тарифы на проезд в маршрутках города с 2 до 2,5 грн. При этом перевозчиков обязали ввести униформу для водителей, ввести автоматическую систему объявления остановок и обеспечить уборку в салонах в середине дня в дождливую погоду. Последние два условия выполняются с переменным успехом.