Валерий Малиновский из Косова Ивано-Франковской области вышивает иконы самыми маленькими в мире стежками – в 1 кв. см их 1550.
Чтобы вышить такой техникой узор площадью 1 кв. см, нужно работать больше суток. Длина одного стежка не превышает 0,5 мм. Причем Валерий не пользуется никакими увеличительными приборами. Он освоил 80 техник вышивки в миниатюре, из которых четверть придумал сам. Это привычный нам крестик, гладь, стеблевой шов, цепочки, и все очень маленьких размеров. За такое необычное мастерство Малиновского внесли в Книгу рекордов Украины.
Голод заставил вышивать мелко
Валерий начал вышивать с первого класса. Отец рассказал ему, что видел в церкви удивительной красоты вышитые иконы. Но сколько мальчик ни ходил в храмы, таких не встречал. Поэтому и решил вышить их сам. Из-под иглы школьника один за другим выходили лики святых. Но учиться он пошел не в швейное училище, а в медицинское.
– Хотел людей спасать, – говорит он. – Но в больницу однажды попал парень-одногодок, у которого почки отказали. На то время у нас такое не лечилось, и он медленно умирал на койке. Я не мог вынести его страданий, ничем не мог облегчить ему боль и решил, что медиком работать не смогу. Ушел в армию, так и не получив диплома фельдшера. Когда вернулся, поступил в Киевский институт дизайна.
К миниатюре Валерий пришел в 90-х годах, когда денег даже на еду у студента не хватало. Хотя любил вышивать полотна в человеческий рост. Но безденежье оставило его без материалов. Их просто было не на что купить.
– Тогда я решил вышивать мелко, чтобы сэкономить на нитках. Эту технику заметил теперь уже покойный патриарх Владимир Романюк и заказал мне вышить две иконы: Покрову для церкви на Подоле и Оранту «Нерушимую стену» для протоиерея Владимира Черпака. А у меня даже ткани для основы не было. Помню, что я ходил к друзьям из Института химии, они делали пробные образцы нитей. Дали мне спутанные клубки, распутать их не было никакой возможности. Я вытягивал сколько мог и обрезал. До сих пор те клубки у меня лежат. Я уже их не использую, остались как память. Слава Богу, сейчас могу себе позволить материалы купить. А тогда они меня спасли. Заплатили мне за иконы столько, что я полтора года в Киеве жил.
Чуть не потерял феноменальное зрение
Врачи говорят, что такое удивительно острое зрение, как у Валерия, встречается чрезвычайно редко. Он может читать даже микрошрифт на акцизных марках.
– Однажды на фестивале в Вижнеце Черновицкой области к моему стенду подошел полковник и стал рассматривать вышитый герб размером 1х1 см. Спрашивает – в чем суть этой работы? Я показываю, что герб вышит. «Не верю!» – отвечает полковник и уходит за увеличительным стеклом. Рассмотрел, удивился и спрашивает, могу ли я мелкий шрифт читать. Я ему микрошрифт на акцизе прочитал: «НБУ Украины», и каждая строчка с разных букв начинается. Он проверил через увеличительное стекло. Я ему рассказал, что в армии одним из лучших снайперов считался именно благодаря острому зрению.
Валерий думает, что именно благодаря вышивке он развил у себя орлиный глаз. Когда в течение нескольких месяцев вышивать было некогда, это негативно сказывалось на остроте зрения. Но первые же часы, проведенные у миниатюр, возвращали его на прежний уровень. А однажды Валерий чуть не лишился зрения. Он не видел три дня. Случилось это после того, как знакомый попросил его помочь сварить металлический забор.
– Защитная маска была только у сварщика, а мне он посоветовал прикрывать глаза, чтобы не сжечь сетчатку ярким светом. Но это не помогло. На следующий день глаза так опухли, будто вместо них там были две сливы. Ничего не видел. Но я не испугался, отмачивал глаза черным чаем и тертой картошкой – это лучше всего помогает. На третий день отек спал, и я снова прекрасно видел.
Вышитые иконы исцеляют от болезней
Сейчас более десяти украинских храмов могут похвастать иконами Валерия. Прихожане говорят, что некоторые из них – чудотворные.
– Люди передавали, что икона, которую я вышил в 2004 году для Свято-Успенского собора в Полтаве, исцеляет от тяжелых болезней. Я вышил на ней преподобного Паисия Величковского. Но чтобы ее признали чудотворной, нужна специальная комиссия.
Вышивание икон помешало Валерию вступить в Союз художников. Один из его руководителей сомневался, что в народном творчестве были вышитые иконы. Со временем в перечень требований к кандидатам на вступление внесли новый пункт: член Союза художников не должен быть профессионалом. А Валерий к тому времени уже учился в Институте дизайна.
– Так меня и не приняли в Союз. Прошел 21 год. Я стал заслуженным деятелем культуры, кандидатом наук и доцентом. Теперь меня агитируют, чтобы вступал, а мне это не надо.
Сейчас у Валерия вся семья вышивает. Этому делу он обучил свою жену и 8-летнего сына. Правда, в мастерстве миниатюры они ему не конкуренты.