20:43

четверг,
21 ноября

Кризис доверия: чем опасны для Украины дефолт и разрыв с МВФ

30.03.2020 / 09:28
Кризис доверия: чем опасны для Украины дефолт и разрыв с МВФ
Украина стоит на пороге экономического кризиса, миновать который ей не удастся.

Чтобы выстоять, власти нужно как можно быстрее заключить новое соглашение с Международным валютным фондом, открыв тем самым путь к дешевым займам от других кредиторов.

Играть в одиночку на фоне неопределенности с коронавирусом и его последствиями страна не сможет. А потому не платить долги и разрывать отношения с кредиторами – явно не тот путь, по которому следует идти государству, уверяют экономисты.

В противном случае власть рискует получить взрыв безработицы, неконтролируемую инфляцию, а как результат – политический и социальный кризисы. Подробнее о том, кому выгоден дефолт и почему его нужно избежать – в материале.

Из-за эпидемии коронавируса Украина, как и большинство стран, оказалась на грани экономического кризиса. Борьба с инфекцией обойдется дорого как бизнесу, так и гражданам, чьи доходы упадут.

Кабинет министров уже готовит пересмотр госбюджета, планируя увеличить его дефицит (ориентировочно на 200 млрд гривен) и сократить "необязательные" расходы, что в любом случае вызовет критику. По этому пути пойдут многие страны, даже те, которые гораздо богаче Украины.

Платят не только трусы

Пока страна находится в стрессе из-за пандемии, некоторые политики и бизнесмены подняли вопрос о дефолте, предложив отказаться от выплат долгов. Легкомысленно тиражируя эту идею, они объясняют пользу дефолта тем, что сэкономленные на госдолге деньги можно потратить на социальные нужды – пенсии, выплаты безработным, жилищные субсидии.

Только это весьма сомнительный аргумент, уверяют опрошенные изданием экономисты. Ведь правительство должно отдать кредиторам в этом году меньше, чем в ближайшее время придется снова одалживать. К тому же даже формальных поводов для дефолта у Украины нет.

Во-первых, у страны достаточно золотовалютных резервов (ЗВР), а сумма долгов, которые осталось погасить в этом году, не настолько критична, чтобы ставить вопрос о дефолте.

Как пояснил член наблюдательного совета Международного фонда Блейзера, советник президента Олег Устенко, резервы Нацбанка сейчас находятся на уровне свыше 24 млрд долларов, а после того, как "Нафтогаз" продаст около 2 млрд долларов (деньги, полученные от "Газпрома" по решению Стокгольмского арбитража), объем ЗВР еще вырастет.

"Для меня кажется странным при наличии резервов 24 млрд долларов (а будет 26 млрд долларов) говорить о дефолте на фоне того, что предстоящие внешние выплаты до конца года составляют около 30% золотовалютных резервов", – отметил Устенко.

В Национальном банке также указывают на то, что не видят оснований для дефолта, уверяя, что такой вариант даже не рассматривают.

Во-вторых, значительная часть внешнего долга, который нужно погасить в 2020 году – это выплаты МВФ по ранее привлеченным займам и погашение на 1 млрд долларов еврооблигаций, выпущенных под гарантии США. Многое из запланированного на этот год Минфин уже выплатил.

Оставшаяся сумма внешних погашений – около 1,3 млрд долларов по коммерческим евробондам, отметил исполнительный директор CASE Украина Дмитрий Боярчук.

"По МВФ и США, конечно, никто "дефолтить" не будет. Оставшаяся цена вопроса – около 1,3 млрд долларов. Объявить дефолт, а потом получить замороженные кредитные программы со всеми "прелестями" и последствиями, это не очень умная позиция", – рассуждает экономист.

В-третьих, учитывая планы власти увеличить дефицит госбюджета, без новых займов не обойтись. Откуда взять деньги? Есть два варианта: провести эмиссию – напечатать деньги, или одолжить у внешних кредиторов.

"Эмиссия означает, что у нас полностью меняется баланс гривны к иностранной валюте. Это фактически означает бесконтрольную девальвацию", – поясняет Дмитрий Боярчук.

Новые займы невозможны при дефолте, после которого ниже "мусорного" станет не только кредитный рейтинг страны как заемщика, но и всех как частных, так и государственных компаний. Внешние рынки для них закроются, равно как и иностранные инвестиции, необходимые экономике для преодоления последствий коронавируса.

"Если вы объявляете дефолт, у вас, скорее всего, еще будет и дополнительный отток валюты. Фактически, объявляя дефолт, вы оставляете единственный шанс финансирования своих нужд – эмиссионный. И потому дефолт, как правило, сопровождается падением национальной валюты, ускорением инфляции и всеми последствиями, которые из этого следуют: потерей рабочих мест, снижением покупательной способности", – разъяснил исполнительный директор CASE Украина.

Яркий пример того, что происходит в стране после дефолта, – Аргентина. Эта страна дважды допустила дефолт – в 2001 и 2014 годах. Почти 20 лет назад отказ платить по счетам закончился для нее задержками пенсий, конфискацией денег граждан из накопительных пенсионных фондов, девальвацией местного песо и массовыми беспорядками.

Ключевой кредитор

Допустить дефолт тогда, когда этого можно избежать, значит не просто потерять доверие инвесторов и репутацию на мировых финансовых рынках. Это еще и сильный политический удар для власти и лично для рейтинга Владимира Зеленского, учитывая социальные последствия такого решения. На этом фоне могут усилиться позиции пророссийских сил, которые настаивают на смене внешнеполитического вектора страны.

И потому, чтобы не давать поводов для слухов о дефолте, власти следует как можно скорее заключить соглашение о новой кредитной программе с МВФ. Олег Устенко уточнил, что сейчас речь идет о двух программах – программе расширенного финансирования (EFF), о которой Украина предварительно договорилась с МВФ еще в конце прошлого года, и программе помощи странам, которые противостоять коронавирусу.

Если изначально речь шла о 5,5 млрд долларов по программе EFF, то сейчас размер программы может составить как минимум 7 млрд долларов, считает Устенко. Тогда как программа для борьбы с последствиями коронавируса может быть увеличена с изначально ожидаемых 1,5 млрд долларов до как минимум 2,5 млрд долларов.

"Есть понимание того, что первоначальный транш может быть достаточно весомым, скажем, в пределах как минимум 2 млрд долларов по программе расширенного финансирования и около 0,5 млрд долларов по второй программе", – говорит Олег Устенко.

Весьма вероятно, что часть этих траншей будет направлена не в резервы Нацбанка, а непосредственно в госбюджет, в том числе на социальные нужды и другие расходы казны. Подобная практика в сотрудничестве МВФ с Украиной уже была в кризисные 2009 и 2014 годы.

К тому же, начав программу с МВФ, разблокируется ряд займов от других кредиторов (ЕС, Всемирный банк). Тогда как без МВФ, на фоне сжатия экономики, роста затрат госбюджета и снижения его доходов, правительство не сможет выйти на внешние рынки, чтобы одолжить денег. Не факт, что удастся компенсировать потерю внешних кредиторов на внутреннем рынке, даже если подключить госбанки к выкупу ОВГЗ, потребность в финансировании слишком высока.

Вызов Коломойскому

Чтобы договориться с Фондом, осталось всего несколько шагов. Последний этап – принять согласованный с МВФ закон о банках и проголосовать открытие рынка сельхозземли. Об этом же в Вашингтоне в четверг заявила директор-распорядитель Фонда Кристалина Георгиева, отметив значительный прогресс в переговорах с украинской властью. Выполнение этих условий, как следует из ее заявления, позволит Украине рассчитывать на программу большего объема, чем предполагалась изначально.

Законопроект о банках предусматривает, что экс-владельцы неплатежеспособных финучреждений не смогут их вернуть даже в случае решения суда. Для МВФ принятие этого закона – некая гарантия, что власти не пойдут навстречу бывшим владельцам и не перечеркнут реформу по очистке банковского рынка.

Ожидаемо против этого проекта закона выступил олигарх Игорь Коломойский, а также часть депутатов "Слуги народа", других фракций и групп, которые на него ориентируются. Сторонники бизнесмена не скрывают, что поддерживают идею дефолта, в том числе и перед МВФ. Тогда как многие другие члены фракции президента Зеленского наоборот настаивают на принятии банковского проекта, их обещают поддержать во фракциях "Голос" и "Европейская солидарность".

Почему это важно? Коломойский не оставляет попыток в судах оспорить национализацию ПриватБанка, буквально завалив исками НБУ, Минфин и Фонд гарантирования вкладов физлиц.

Другая сторона в лице ПриватБанка, Нацбанка и ряда ведомств пытаются в международных юрисдикциях (в Великобритании, Швейцарии и США) взыскать с Коломойского и его бизнес-партнеров ущерб, который государство понесло при национализации банка. На возмещении убытков с экс-владельцев лопнувших банков настаивает и МВФ, что по понятным причинам не устраивает Коломойского.

Интересно, что и сам бизнесмен еще в прошлом году открыто выступал с идеей дефолта, заявив об "усталости украинцев от требований МВФ". И для него, возможно, как ни для кого другого из крупного бизнеса выгоден и дефолт, и разрыв отношений с западным кредитором. Ведь, с одной стороны, без давления Фонда власти уже не будут столь настойчивыми в вопросе возмещения убытков, а, с другой, отпадет необходимость принимать закон о банках, который может поставить точку в притязаниях олигарха на его бывший банк.

Кроме того, нужно понимать, что обвал гривны и финансовый кризис в стране в случае дефолта обесценят стоимость украинских активов, которые могут скупать по заниженным ценам, в том числе и инициаторы дефолта. Учитывая, что иностранным инвесторам не будет дела до страны, допустившей дефолт, есть риск, что многие промышленные и финансовые активы, в том числе и во время приватизации, окажутся в руках монополистов.

И потому принятие банковского закона, равно как и закона о рынке земли, станет неким Рубиконом для "Слуги народа" Зеленского, показав, по какому пути они планируют вести страну, находясь на пороге экономического кризиса.

Ростислав Шаправский

Источник

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
21 ноября
20 ноября