Житель Тернополя Владимир Криса создает города в миниатюре. Он сам проектирует модели на компьютере, разукрашивает их, а потом из распечатанных листов склеивает точные копии всемирно известных зданий. В его коллекции уже есть Эйфелева башня, Кельнский собор, баварский замок Нойшванштайн, гамбургская церковь святого Михаила и еще два десятка моделей поездов. Все скульптуры – точные копии, которые повторяют оригиналы до мельчайших деталей. На разработку одной модели энтузиаст тратит около двух месяцев. В среднем одно здание состоит из полутора тысяч деталей, аккуратно склеенных между собой.
Первый блин комом
Увлечение Владимира миниатюрами началось со случайно распечатанной схемы поезда.
– Купил домой новый цветной принтер. Чтобы проверить его, распечатал цветную картинку, которая первой подвернулась в интернете. Качество печати было отличное. Я разглядывал детали, не наползают ли друг на друга цвета. И вдруг понял, что держу в руках нарисованную модель поезда. В детстве я увлекался железной дорогой, мечтал о большом игровом наборе с депо и вокзалом. Решил вырезать модель и склеить ее.
Первый блин оказался комом. Владимир нашел в модели несколько несоответствий – в строении крыши поезда и окраске вагонов. Исправил недочеты и склеил уже исправленный вариант.
– Я специально ходил на вокзал фотографировать локомотивы, чтобы потом нарисовать схемы и сделать уменьшенные копии из бумаги. Схемы выкладывал на форумах, где общались фанаты железной дороги. Отдавал все бесплатно, мне для хороших людей ничего не жалко.
Когда в коллекции Владимира собралось два десятка поездов, он решил нарисовать более сложную модель. Выбор пал на Кельнский собор.
– Его действительно сложно было сделать из-за высоких длинных шпилей и сложного рельефа башенок. Рисовал и клеил его около двух месяцев, в свободное от работы время. Результат превзошел ожидания. И я решил создать целый город из самых знаменитых европейских зданий.
Жемчужиной коллекции стал несуществующий вокзал села Большие Гаи (Великі Гаї) Тернопольской области, где родился и рос Владимир. На самом деле там есть небольшая станция, но Владимир спроектировал все намного серьезнее.
– Здание вокзала сделал похожим на главный корпус Московского государственного университета – оно построено в стиле сталинского ампира, с высоким шпилем. Над главным входом приклеил табличку «Великі Гаї. Вокзал». А в депо возле вокзала спрятал все имевшиеся у меня модели поездов.
Рожицы вместо подписи
Увлечение Владимира незаметно переросло в дополнительную работу. Через социальные сети с ним связался представитель строительной компании и заказал макет будущего микрорайона.
– Сначала идея показалась мне примитивной, – говорит Владимир. – После проектировки сложных готических замков делать обычные жилые дома было неинтересно. Но в процессе работа захватила меня, я постарался сделать каждый дом максимально похожим на настоящий, вырисовывал каждое окошко, даже дверные ручки не поленился сделать.
По окончании этого масштабного заказа Владимир планирует создать Украину в миниатюре. Начать решил с родного города. Уже начал рисовать макет доминиканского костела, знаменитого тернопольского замка и драматического театра.
– С радостью выставил бы где-нибудь модели, потому что дома их держать негде. Я арендую однокомнатную квартиру, и половину комнаты занимают бумажные города. Думаю, когда женюсь, придется их на даче на чердаке держать.
Владимир не подписывает свои скульптуры. Вместо этого в незаметном месте он рисует смешную гримасу. Это может быть человечек в окне или рожица в дверях.
– Художникам в древности запрещали ставить свои подписи на иконах, поэтому они делали понятные только им пометки. Кто-то рисовал воинов в порванном носке на правой ноге, кто-то изображал кривые пальцы на ногах у ангелов. Я тоже пока не настолько известный, чтобы ставить подписи на своих моделях. А рисовать рожицы смешно. Да и людям потом будет интересно найти улыбающегося человечка.
Скульптуры из хлеба и масла
Заключенный исправительной колонии из Республики Башкортостан Джамал вылепил из хлеба скульптурную композицию «Взятие Рейхстага».
Ее размеры – 1,3 на 0,7 м. На создание работы ушло около месяца. Руководство исправительного учреждения не разрешало заключенному пользоваться острыми металлическими предметами, поэтому мелкие детали композиции он сделал при помощи спичек.
А художник и бывший шеф-повар Випуляр Атукораль делает скульптуры из масла по заказу ресторанов. Над каждой композицией работает до трех месяцев. За это время масло успевает немного подпортиться, поэтому шедевры украшают витрины гастрономических заведений, но в пищу непригодны. Випуляр не расстраивается, ведь его скульптуры занимают первые места на международных кулинарных выставках.