«Люди, доведенные до нищеты, не могут платить по кредитам, особенно если речь идет о валютных займах. В то же время финучреждения не готовы идти им навстречу, более того – только ужесточают условия и требуют немедленных выплат», — рассказал «Взгляду» эксперт. — Результат плачевный: по данным НБУ, объем просроченной и проблемной задолженности в украинских банках в первом полугодии резко вырос, на 40%. В абсолютном выражении — на 28,082 млрд гривен. На 1 июля 2014 года вся «проблемка» составляла 98,260 млрд гривен». Статистики по июлю еще нет, но, как убежден эксперт, она тоже будет удручающей.
Интересно, что в прошлом году банкам удалось впервые за несколько лет уйти от динамики роста проблемных кредитов. По итогам 2013-го их количество сократилось на 3,29%.
«Кризис неплатежей физлиц — страшная проблема для банков, — говорит Стрельников. — Он может положить на лопатки даже крупный системный банк. И предотвратить его можно только тогда, когда банкиры уменьшат собственные аппетиты и жадность. Не надо все время думать о том, как выкрутить руки простому гражданину, чтобы тот обеспечил тебе отдых на Канарах и новый «Бентли». Надо понимать, что деньги у простого гражданина тоже иногда заканчиваются. Не надо людям навязывать адские кредиты под 120% годовых — под соусом потребительских на льготных условиях. Нельзя игнорировать сигналы от заемщиков о том, что они неплатежеспособны. Нужно искать общий язык. В 2008-м, когда разразился кризис, только один банк в Украине пошел на радикальный шаг. Он предложил своим клиентам: я вам списываю 40% всей вашей задолженности, процентов, штрафов и прочего, а вы постарайтесь оставшиеся 60% вернуть за год. Люди кинулись искать деньги, занимали у друзей, но рассчитались с банком — поскольку отдать нужно было почти вполовину меньше, чем они брали в кредит. И банк не оказался в накладе — он получил живые деньги и не нарастил проблемные долги, в результате успешно пережил кризис и существует поныне».
Однако, как отмечает Михаил, этот случай уникальный. В целом украинская банковская система по-прежнему не готова услышать тех, на ком зарабатывает — своих клиентов. В прямом и переносном смысле.
«Доходит до абсурда, — говорит Стрельников. — Вот живой пример. Парню, который воюет в АТО, звонят из «родного» банка: когда погашать кредит собираешься? Он пытается объяснить, что ему, мягко говоря, не очень удобно — он в окопе сидит. Барышня на том конце раздражается: «Вас что-то плохо слышно, перейдите, пожалуйста, в более спокойное место и отвечайте, я должна записать, когда вы точно придете погашать задолженность».
По мнению специалиста, объемы «проблемки» будут только возрастать, что и спровоцирует обрушение многих банков.
«Мало того — градус ненависти к банкам среди населения только поднимается, — предупреждает эксперт. — Я бы советовал банкирам это учитывать. Сегодня произошла странная вещь: и заемщики, и вкладчики объединились против общего врага — финансистов. Это серьезно и опасно. Достаточно обратить внимание на то, как часто стали поджигать и разрушать отделения разных банков по стране — причем не только в зоне АТО».