20:20

среда,
11 сентября

Публикации Країна Суспільство

Синдром Майдана: 
как вернуться 
к нормальной жизни

27.02.2014 / 12:20 1
Синдром Майдана: 
как вернуться 
к нормальной жизни
Психологи 
предлагают активистам групповую терапию, 
но те утверждают - 
не поможет

Пока бывшие оппозиционеры радуются победе революции и просят Майдан расходиться по домам, активисты заявляют, что никто никуда уходить не собирается. На вопрос, почему не уйдут, повстанцы отвечают, что большинство выдвинутых ими условий не выполнено, да и доверия к новой власти нет. Атмосфера на Майдане подавленная – после трагических событий 20 февраля измученные осадным положением и жизнью в полевых условиях активисты пребывают в нестабильном душевном состоянии. Изрядно вымотанные революционеры агрессивно настроены по отношению к политикам и журналистам, да и к простым гражданам относятся с недоверием. Их можно сравнить с ветеранами настоящей войны – когда со всех сторон «враги», когда рвутся гранаты, летят пули, и на глазах погибают люди, у любого начнет ломаться психика. И на Майдане этого не отрицают.

Психологи обещают 
помочь каждому

Как только ситуация немного стабилизировалась, активистам вызвались помочь разные центры психологической помощи.

«Главное – звонить нам и обращаться. Всем, кто пострадал во время событий на Майдане, мы предоставляем помощь совершенно бесплатно. Можем поговорить в телефонном режиме, а можем пригласить к нам», – утверждает психолог центра „София“ Владимир. – Мы также планируем проводить и групповые занятия. Но эта практика пока только в разработке».

Исцеляющий душевный разговор предлагают и на горячей линии, и на сайте «Психологическая поддержка Евромайдана».

«Мы хоть и не на самом Майдане работаем, но совершенно бесплатно предоставляем помощь не только активистам, но и их семьям. Правда, пока никто к нам не обращался», – утверждает психолог Наталья Саратовцева.

Ее коллега Психолог Алексей Шнеер считает, что единственный действенный метод помощи активистам и революционерам – это групповая терапия, хотя даже с ее помощью вернуться к обычной жизни будет нелегко.

«Человеку, познавшему некий пик эмоций, будь то восторг или страх, уже будет очень сложно вернуться к эмоциям более низкого уровня. Процесс социальной адаптации происходит у всех по-разному. Более эмоциональным и менее здравомыслящим активистам, которые воевали на передовой, гораздо сложнее восстановиться, чем тем, кто помогал в госпитале и на кухне. В обычной жизни бойцам будет очень не хватать тех, пусть даже отрицательных, но сильных эмоций, которые они искали и нашли в революции, – объясняет специалист. – В кругу таких же, как сами, они быстрее смогут раскрыться и излить душу, а значит, встать на путь к излечению».

Революционеры 
не хотят открываться

Революционеры к психологам относятся скептически, наличие у себя психологических проблем признают, но не верят в помощь незнакомцев и не желают превращаться в подопытных кроликов. Боец 24-й сотни Самообороны Артем считает, что помочь майдановцам смогут только те, кто пережил то же самое.

Такие люди сами себе помочь вряд ли смогут, им требуется психотерапевтическая помощь. Лучшим вариантом будет групповая терапия. В кругу таких же, как сами, они быстрее смогут раскрыться и излить душу, а значит, встать на путь к излечению

«Не пойду я к психологам, даже если пригласят. Они все равно потом все перекрутят, душу мою разберут на части и напишут работы о «синдроме Майдана». Никому не подарю этого!» – говорит Артем.

И его точку зрения разделяют многие. Львовянин Василий митингует на Майдане вместе с женой еще с 1 декабря. Мужчина признался, что за это время его психика сильно надломилась. Василий стал недоверчивым и предпочитает общаться только со знакомыми людьми.

«А как тут не сдуреть?! Мы ни на минуту не можем почувствовать себя в безопасности. Теща звонит каждый день и первым делом спрашивает: „Вас еще не убили?“. Мы уже очень устали. Не верим никому, кроме тех, кто с нами нюхал порох. Журналистов я сам лично гонял! Уже сам факт того, что нас фотографируют, выводит из себя. Это все туристы, которые ничего не понимают», – делится Василий, обнимая жену.

К психологу супруги тоже обращаться не собираются. Надеются выбраться из психологического кризиса с помощью друзей, родственников и других активистов.

«Психологу плевать на меня, что я, не понимаю?! Он поговорил и забыл на следующий день! Я лучше тут, с парнями поговорю по душам. Они ведь то же пережили, что и я. А эти специалисты пусть подросткам помогают!» – заявил Василий.

Большинство активистов просто отказываются говорить о своем душевном состоянии, заявляя, что их все равно никто не сможет понять. Боец Афганской сотни Устим родом из Закарпатской области собрался уезжать с Майдана домой. Когда в разговоре мы сравниваем бойцов Майдана с ветеранами Афганистана, Устим яростно качает головой.

«Это совсем не похоже. Майдан в сотни раз хуже и страшнее Афгана. Там солдаты были экипированы полностью. Мы знали, чего ожидать. Сами стреляли, и в нас стреляли. А тут большинство под пули шло только с палкой и камнем в руках. Не было в этой революции никакой чести. Убивали безоружных, спящих», – рассказывает Устим и начинает плакать.

«Если бы мне разрешили быть судьей, я бы тех ментов, которые тут народ пачками валили, всех бы на колья посадил. Прямо тут, на Майдане. И пусть бы они умирали у всех на глазах! Нет у них чести, ни воинской, ни человеческой!» – кричит афганец.

Чтобы справиться с болью, нужно остановиться

Иван 
Сторчак,практикующий 
психолог

Люди, участвующие в активном противостоянии, всегда имеют горячее сердце, а не холодный разум, и значит, пропускают всю боль через себя. Но такой ритм жизни опасен для организма и нервной системы – нельзя жить в максимальном напряжении долго. Как результат – происходит сбой нервной системы, и организм включает защитные механизмы, заставляя человека приостановить свою активность, спасая тем самым остатки сил, здоровья и нервов для дальнейшей жизни.

Проявляется это по-разному. Кто-то может заболеть и слечь с высокой температурой (психосоматика), кто-то может постоянно плакать при любом упоминании о трагических событиях, у кого-то острая депрессия проявится нежеланием не только ходить на работу, но и выходить на улицу. Эти симптомы крайне опасны и могут затянуться на много месяцев, превращаясь в беспочвенные страхи, фобии и панические атаки, искусственно приводя организм в боевую готовность, совершенно без необходимости – «вхолостую». Если вы это наблюдаете, не оставляйте все как есть. Само не рассосется. Как остановиться или, для начала, замедлить череду нервных перегрузок и отрицательных эмоций? Измените расписание своего дня. Не стесняйтесь рассказывать о своих беспокойствах близким или друзьям (в идеале специалисту) и обратите внимание в своем рассказе, что больше всего вас тревожит; начните ходить пешком, займитесь спортом; вспомните свое любимое занятие, хобби и вернитесь к нему или начните новое; вам необходим ресурс; сделайте наконец то, что всегда откладывали на потом – смените работу, начните ремонт, подружитесь с соседом.  Это не просто – но надо с чего-то начинать, чтобы вытащить себя самого из болота страха за волосы.

Комментарии (1)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Evilio Cmitt 27 февраля 2014, 14:37

Подробнее можно посмотреть тут http://www.youtube.com/channel/UCGNOE7VByzZfDfYsdAqqMn A?feature=watch

0 1
11 сентября
10 сентября