Атака бакланов
Лаборатория статистических испытаний – это огромный ангар. До самого потолка он заставлен металлическими конструкциями, между которыми проглядываются корпуса самолетов. На высоте 7 метров размещена та самая куриная пушка. Механизм состоит из ствола длиной 16 метров и диаметром 150 мм и компрессора, который нагнетает сжатый воздух.
Начальник лаборатории Виктор Уколов проводит небольшую экскурсию по территории. По его словам, испытания птицами очень важны: «Помню, недавно был случай. Наш „Руслан“ (АН-124, тяжелый транспортный самолет. – „Взгляд“) взлетал где-то в Италии. А там же вокруг моря. Вот на взлете в него и врезалась стая бакланов. Как потом подсчитали, 42 птицы. Самолет летел на скорости 250 км/час, поэтому сильных повреждений они ему не нанесли, остались только вмятины. Но ситуации бывают разные. Поэтому и проводим испытания».
Пока Виктор Петрович объясняет технические характеристики самолетов, мы разглядываем кабину пилота и крыло, которые недавно обстреляли из «птицемета». На корпусе кабины остались перья, а в пробитой форточке застрял ошметок курицы. «Вот видите, повредилось стекло, деформировался каркас, трещина пошла, но при таком повреждении самолет может лететь дальше», – объясняет Уколов. В обшивке зияют четыре пробоины диаметром около 15 см. Это, по словам инженера, тоже не страшно – важно, чтобы в целости осталась силовая часть. Если страдает она, то деталь отправляют на доработку.
Стреляют курами не по всем самолетам – только по тем, которые предназначены для прочностных испытаний. Таких один на весь парк. Если испытания проходят успешно, значит, на всю серию летательных аппаратов можно ставить именно такое стекло или обшивку.
Птичку жалко
Птицами в ангаре стреляют нечасто – раз в несколько месяцев. Сотрудники завода этого зрелища ждут с нетерпением. «Набегают со всех цехов, – смеется Уколов. – Мы, конечно, следим, чтобы сзади испытательного самолета никого не было, ведь это может быть опасно».
Кур для стрельбы берут обычных. Закупают их накануне тестов на птицефабрике. Единственное требование к испытателям поневоле – они должны весить 1,8 кг +/- 5 граммов.
«Их привозят, мы сажаем их в клетку, наливаем воды, насыпаем зерно, даем хлеба. Только они хлеб не едят, на фабрике они же питаются комбикормом. Потому их надо побыстрее выстрелять, чтобы они вес не потеряли», – рассказывает о нюансах Уколов.
В час икс слесарь-испытатель берет курицу, переворачивает ее на спину. От этого птица впадает в оцепенение. Потом ее оборачивают полиэтиленом, заклеивают скотчем, обмазывают маслом и засовывают в ствол. От силы сжатого воздуха куриный снаряд разгоняется до 650 км/час и врезается в самолет. Между стволом и самолетом расстояние небольшое, до 1,5 метров, поэтому разглядеть на видео последний полет птицы невозможно.
«После выстрела тут все в перьях, – указывает Уколов на корпус самолета, где остались части перьев. – От самой курицы ничего не остается. Разве что иногда ножка прилетит».
На корпусе кабины остались перья, а в пробитой форточке застрял ошметок курицы
Для каждой детали самолета используют по три курицы: одну – чтобы замерить скорость, вторую и третью – для самого испытания прочности. Несмотря на то что сейчас спроектированы силиконовые макеты кур, конструкторы и военпреды от живых пока не отказываются. «Зеленые тоже возмущаются. Но ведь мы же в супермаркете покупаем кур для еды. Вот и здесь они тоже нужны», – пожимает плечами начальник лаборатории.
Последователи
с картофелестрелом
Подобный птицепушке механизм – картофельную пушку – недавно соорудили и митингующие для обороны здания КГГА. Их орудие стреляло клубнями и другими предметами такого же размера. Правда, картофелемет, судя по видео, был не пневматическим: выстрел производился за счет возгорания и расширения газа, который выталкивал снаряд.