18:51

четверг,
21 ноября

Как граждане СССР не забывали о вере

14.02.2014 / 13:58 1
Как граждане СССР не забывали о вере
На протяжении всего времени существования СССР на общегосударственном уровне проводилась политика атеизма и антиклерикализма. Религию клеймили все: от партийных деятелей до поэтов и художников. Декларировать свои религиозные убеждения было делом опасным: те, кого уличали в идолопоклонстве, могли забыть об учебе в вузах и партийной карьере.

Но, несмотря на коммунистические догмы, о Боге не забывали ни рядовые граждане, ни первые лица государства.

Между догмой и верой

Рядовые верующие в 1940-1980-х годах в Украине в основном плохо знали религиозные догмы, для них более важную роль играли религиозные чувства. Яркие воспоминания, сильные переживания были связаны у верующего, как правило, с богослужением, молитвенными собраниями.

Вот характерные высказывания и мысли того времени, которые можно найти в архивах и письмах верующих: «На молитвенные собрания побуждает идти внутренний дух, тянет очень. Там чувствуешь радость», «Как воскресенье, так не сидится дома, просто тянет в молитвенный дом. Душа поет – ей благостно», «Был на молитвенных собраниях, пока слушаю – вроде все понимаю, а выйду – ничего не знаю, но на душе спокойно», «Я пойду в церковь, поговорю с Богом, и душа моя радуется». Домохозяйка Надежда говорила: «Я от молитвы... от самой религии чувствую радость в сердце». Колхозница Мария заявила: «Когда хожу в церковь, чувствую много радости». От верующих часто можно было услышать: «Если исповедь приносит утешение, успокаивает сердце, веселит душу, разве все это не говорит в пользу Бога?»

Обращаясь к Богу, верующие испытывали удовольствие, радость, душевный покой. Их вера опиралась прежде всего на чувства, а не на церковные догматы. И несмотря на силу антирелигиозной пропаганды, рядовые граждане не собирались изменять глубоким духовным традициям: в душе их вера в Бога была непоколебима.

Ликбезом по вере

Разрыв между вероучением и тем, как его воспринимали простые люди не был следствием антирелигиозной политики советской власти. Он существовал еще до того – в царской России.

Это объяснялось малой образованностью людей, а с другой стороны, хромала просветительская работа церковников, хотя до революции у них для этого были все возможности. А в годы советской власти ситуация изменилась не в пользу духовенства.

Это объяснялось малой образованностью людей, а с другой стороны, хромала просветительская работа церковников, хотя до революции у них для этого были все возможности. А в годы советской власти ситуация изменилась не в пользу духовенства. Коммунисты обеспечили бесплатное образование всем слоям населения, люди с радостью ухватились за эту возможность. Но новые знания подразумевали, что Бога нет, а отцы церкви столкнулись с запретом на миссионерскую работу. Религиозность советских граждан быстро пошла на убыль.

Возврат к Богу

Однако в годы войны, когда страна бросала все силы на борьбу с гитлеровцами, позиции духовенства немного укрепились: все больше людей, не в силах выносить кошмары войны, искали утешения в религии. Это было особенно заметно в сельской местности.

Исследоваатели религиозных организаций в июле 1945 года писали: «Много раз мы видели в церквях фигуры женщин, которые склонили свои колени, опустились на холодный каменный пол и с трепетной и страстной мольбой смотрели на пустые глаза икон. Плакали и молились с горячей верой, надеялись, что Бог – добрый и милосердный – сжалится и спасет их близких, которые проливали свою кровь в жестокой борьбе с опасным и страшным врагом».

Там же отмечалось, что родители приводили в храмы маленьких детей для выполнения религиозных обрядов, и, в первую очередь, – крещения. Обряд венчания, который до войны был редким явлением, снова распространился повсеместно.

Вера под копирку

Многие исследователи, которые изучали антицерковные настроения Компартии СССР, в своих трудах отмечали, что коммунистическая идеология во многом опиралась на фундаментальные основы мировых религий. И по сути, была новым религиозным учением, с той лишь разницей, что называлось это линией партии.

Исследователь-религиовед Георг Габриелян неоднократно указывал на схожесть коммунистической идеологии с принципами мировых религий. По его словам, коммунистам удалось создать мощную пропагандистскую машину, которая под стать средневековым миссионерам насаждала атеистические учения среди населения в буквальном смысле огнем и мечом. Которая не только не уступала другим мировым религиям, но и обладала всеми необходимыми их признаками.

Так, «Манифест» Маркса при желании можно считать Ветхим заветом, а многотомные труды Ленина – Новым, из которых складывается священное писание коммуниста. Вместо христианского креста советским гражданам, вырванным из религиозного мракобесия, предлагалось чтить красную звезду и серп с молотом.

Поклонялись же коммунисты Ленину, который, как и Христос в свое время, страдал за весь народ, едва не погиб от руки предателя. Даже больше – после смерти он все равно остался среди граждан, пусть и в Мавзолее, но каждый мог увидеть вождя народов воочию.

Но самое главное – коммунизм, как и большинство религий, главной своей целью ставил попадание в земной рай, где не нужно было ни за что платить. Оставалось только жить припеваючи.

Бог как человек

Наглядную картину представлений о Боге среди рядовых советских граждан дают социологические опросы, с помощью которых изучали религиозные настроения в СССР.

Сотрудники кафедры научного атеизма Киевского университета им. Шевченко в начале 1960-х годов провели исследование среди граждан. Тогда опросили 299 представителей различных конфессий (в том числе, 85 православных). Представления о Боге как о конкретной человекоподобной сущности были присущи 45 респондентам (в том числе, 22 православным), абстрактные – 113 (10 православным), не определены (смешанные) – 96 (36 православных), не ответили – 45 (17 православных).

Данные этого опроса свидетельствовали, что к человекоподобному образу Бога больше тяготели православные. Четко об этом заявили более четверти из них и еще более трети не определились с ответом. Протестанты же предпочли более абстрактные ответы.

Данные этого опроса свидетельствовали, что к человекоподобному образу Бога больше тяготели православные. Четко об этом заявили более четверти из них и еще более трети не определились с ответом. Протестанты же предпочли более абстрактные ответы.

Абстрактный протестантизм

Больше всего веру в Бога как в нечто абстрактное разделяли представители протестантских конфессий. Среди православных таких было значительно меньше. Это объяснялось глубоко укоренившимися традиционными представлениями.
Как отмечает исследователь Виктор Москалец, идея абстрактного Бога начала распространяться в России с середины XIX века, когда православная церковь пыталась бороться против философского свободомыслия. Однако такой образ не укоренился среди многих православных. Этому препятствовал устоявшийся человечный образ Иисуса Христа.

И только в ХХ веке среди рядовых православных верующих начинает резко расти доля лиц с абстрактными представлениями о Боге. Даже среди той части населения, которая отвергала религиозный культ и церковные догматы, было немало людей, которые признавали существование Бога.

Казнить нельзя помиловать: церковь и власть в 1940-1980-х годах

На протяжении всего времени существования советской власти отношения между церковью и государством складывались непросто. Несмотря на тот факт, что в стране в 1920-1930-х годах разрушили многие храмы, а священников расстреливали, Иосиф Сталин понял важность института церкви в 1943 году.

Тогда состоялась встреча Сталина с высшими иерархами православной церкви. На церковь прекратились гонения. Более того, Московская патриархия стала пользоваться поддержкой главы государтва.

В одной из телеграмм Сталин писал митрополиту Ленинградскому Алексию: «Прошу передать православному духовенству и верующим Ленинградской епархии, собравшим, кроме внесенных ранее, 3 682 143 рубля дополнительно на строительство танковой колонны имени Димитрия Донского, мой искренний привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

После смерти Сталина в 1953 году и утверждения на «красном престоле» Никиты Хрущева на церковь начались новые гонения. Хрущев был антиклерикалом: в коммунистическом обществе, которое Никита Сергеевич обещал построить к 1980 году, церкви места не было.

Лишь с приходом к власти в 1964 году Леонида Брежнева власть вновь обратила внимание на нужды церкви. Сам будучи атеистом, Брежнев руководствовался принципом: «Живи и давай жить другим». Он видел роль церкви в укреплении мира на планете, использовал иерархов как международных парламентеров.

Достаточно сказать, что тогдашний митрополит Киево-Галицкий, а ныне патриарх Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет получил от Брежнева орден Дружбы народов. Самого Брежнева после смерти отпевали. В литургии принимал участие и нынешний глава Украинской православной церкви митрополит Владимир.

С началом перестройки и демократизации общества церковь возвращает былые позиции: строятся храмы, на государственном уровне отмечают 1000-летие крещения Руси, восстанавливают в правах Украинскую греко-католическую церковь. И вместе с тем, словно грибы после дождя, начинают свою пропаганду секты, запрещенные во многих странах мира. Однако это уже другая история.

Комментарии (1)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
victor Emetc 14 февраля 2014, 14:47

Как граждане СССР не забывали о вере

Да, о выпивке они не забывали , это точно!

А существующая власть что в РФ, что в Украине во во спонсирует развитие культовых сооружений- своего рода производственных мощностей по переработке человеческого сознания в угоду власть имущим, за счет самого же народа.
Средства на безплатное образование, медицину, жилье итд пустили на возрождение религии для нищенствующего населения
Да и если посмотреть не предвзято - чем больше фанатизма и поддержки религии государством, тем более нищая и отсталая страна!
Папа недавно продал один из своих Харлеев - видать , чем дряхлее дух, тем сильнее нравственность ( не в обиду)
Еще Омар Хаям говорил
Ошибки ямы на моем пути
Их Бог расставил. И велел идти.
И все предвидел.И меня оставил
И судит! Тот, кто не хотел спасти...

0 1
21 ноября
20 ноября