10:21

четверг,
29 октября

5 лет назад экипаж «Фаины» освободили из пиратского плена

05.02.2014 / 18:07
5 лет назад экипаж «Фаины» освободили из пиратского плена
5 февраля – круглая дата. Моряки со ставшего на весь мир знаменитым сухогруза «Фаина» обрели свободу после 4 месяцев плена у сомалийских пиратов.

За жизнь 17 украинцев, 3 россиян и 1 гражданина Литвы корсары потребовали рекордную сумму – $20 млн. Но злоключения судна на этом не закончились... Как и загадки того громкого дела.

Нервные срывы 
случались постоянно

Спустя 5 лет страсти улеглись, а членов экипажа разбросало по всему миру.

Мать моториста «Фаины» Артема Гиржева Ольга сыграла очень важную роль в освобождении заложников. Женщина всячески добивалась огласки всех событий на «Фаине», неоднократно посещала телевизионные передачи. Сын Ольги Артем был самым младшим членом экипажа «Фаины», на момент захвата корабля ему исполнился 21 год. После освобождения Артем не расстался с морем. Это его детская мечта. И парень не привык отступать перед трудностями.

«После „Фаины“ Артем ушел в рейс только через восемь месяцев. Сейчас сын ходит на круизных судах. Как специалист он востребован. Перерывы в рейсах у него всего по 45-60 дней. Со времени службы на сухогрузе он пошел на повышение. Был мотористом, а сейчас уже второй механик на британском круизном лайнере», – рассказала Ольга.

Опасаясь новых несчастий, Гиржева регулярно поддерживает связь с сыном.

«Только вчера с ним общались по „Скайпу“. Все хорошо. Он сейчас стоит в Кейптауне», – рассказывает Ольга.

Несмотря на то, что со времени плена прошло много лет, Артем продолжает поддерживать связь с некоторыми членами экипажа «Фаины».

Как утверждает мать моряка, парни так и не оправились от моральной травмы.

«Когда моряки все в делах, те ужасные события забываются. Но время от времени пираты «дают о себе знать». К примеру, видя чернокожих у нас в Украине, бывшие «фаиновцы» воспринимают их нормально. Но еще не так давно – стоило им попасть в похожую среду в Африке, как начинались срывы. Некоторые даже отказывались выходить в африканских портах, чтобы не сорваться окончательно», – говорит Ольга.

Корсары потребовали рекордную сумму в $20 млн. После длительных переговоров ее удалось сократить до $3,5 млн. Многих членов экипажа больше не берут в море из-за их неудовлетворительного психического состояния

Хотели откупиться орденами

Старпом судна Виктор Никольский, который вынужден был взять на себя командование «Фаиной» после того, как от потрясений при захвате от гипертонического криза скончался капитан сухогруза Владимир Колобков, вспоминает те события со спокойной душой.

«Помню все как сейчас. Пришлось мне взять на себя ответственность за жизнь команды, большинство членов которой были украинцами. Сам я из России. Скажу вам, лучшей команды у меня еще не было. Сейчас я уже спокоен, но 134 дня плена прошли далеко не бесследно, – рассказывает Виктор. – Обидно, что за свои мучения, выдержку, стойкость и веру моряки получили только ордена и медали. Но что тут жаловаться? Что может быть ценнее любви и объятий близких людей, которые встречали нас тогда в аэропорту „Борисполь“».

Как и Артем Гиржев, Никольский продолжает поддерживать связь с некоторыми членами экипажа, побывавшего в плену.

«Моряк Александр Присуха до сих пор служит на „Фаине“. Теперь он старпом. Леша Кочерга ищет правду, пытается понять, куда же мы все-таки тогда везли груз на самом деле. И почему некоторым так и не доплатили обещанный гонорар. Юра Лисютин трагически ушел из жизни. Многие думают, что он покончил с собой из-за денег», – говорит Виктор.

Но по его мнению, дело вовсе не в деньгах: трудно было жить с памятью о том ужасе. Многие моряки, конечно, пережили его, залечили душевные раны и продолжают работать, изредка вспоминая «захватчиков» недобрым словом.

«Черная жемчужина» бессердечных олигархов

После захвата пиратами «Фаину» будто кто-то проклял. Сухогруз регулярно попадает в сомнительные истории и скандалы, последний из которых закончился уголовщиной.

В июле 2013 года в Ильичевске «Фаина» была арестована по подозрению в незаконном ввозе на территорию Украины более 600 автомобилей.

Ливийские заказчики заплатили 100% предоплаты, а заказанных автомобилей «KIA» и «Hundai» так и не получили.

Судно на несколько дней пропало из эфира, после чего неожиданно обнаружилось не в Ливийском порту, а на территории Украины в Ильичевске. Расследование прокуратуры так ничем и не завершилось. Капитан судна пропал без вести, компания «Tomex Team», представляющая в нашей стране интересы судовладельца «Waterlux AG», была закрыта. А владелец «Фаины» олигарх Вадим Альперин, подозреваемый в торговле оружием, скрылся от следствия, сбежав в Израиль.

Несмотря на все злоключения, скандальный сухогруз продолжает ходить, теперь под флагом Ливии, его порт приписки – ливийский город Бенгази, и снова перевозит грузы.

Правда, на днях «Фаина» снова пропала с радаров. Об этом «Взгляд» узнал у диспетчеров Николаевского порта. Нельзя исключать, что на очереди очередной скандал.

Правда, известный журналист Михаил Войтенко, когда-то сыгравший значительную роль в освобождении экипажа «Фаины» и представлявший интересы судовладельца, считает, что с выводами пока что лучше не спешить.

«Могло случиться что угодно, какая-нибудь мелочь. Возможно, «Фаина» вошла в глухую зону или же передатчик сломался, вот и нет связи. Починят, и снова выйдут в эфир!» – предполагает Войтенко.

При этом журналист признается: он уже больше полугода не интересовался судьбой «Фаины». Но теперь, под впечатлением всех событий, видимо, проявит любопытство.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
29 октября
28 октября