03:16

пятница,
22 ноября

Как сорваться в «умный» занос

13.01.2014 / 08:20
Как сорваться в «умный» занос
Система ESP стабилизирует авто в самых сложных дорожных ситуациях

Современные автомобили становятся все умнее: входят в интернет, предупреждают друг друга о проблемах на дороге, самостоятельно паркуются. Кажется, недалек тот час, когда потребность в водителе и вовсе пропадет. Но пока еще эти возможности – научная фантастика, а шофер должен знать и понимать базовые принципы работы электронных помощников.

К ним относится и ESP (Electronic Stability Program) – едва ли не наиболее распространенная система динамической стабилизации машины. Эксперты называют ее самым важным изобретением в сфере безопасности после автомобильных ремней.

В зависимости от марки машины буквы в названии системы могут различаться – ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC. Но суть одна: «умная» программа помогает водителю справляться с управлением в опасных ситуациях. Система контролирует положение автомобиля на дороге, предотвращая заносы и боковое скольжение. «Взгляд» разобрался в особенностях ESP и в том, как именно нужно применять систему в непростых дорожных условиях.

Динамично и стабильно

Столбик термометра на этой неделе опустится ниже нуля. А значит, появится работа для ESP, ведь его главная задача – контроль поперечной динамики авто, то есть его положения на трассе. Система сохраняет устойчивость курса, стабилизирует положение машины при вхождении в повороты на большой скорости, особенно если маневр нужно сделать на «проблемном» покрытии – на снегу или на льду.

Обычно ESP взаимосвязана с ABS, антипробуксовочной системой и блоком управления двигателем. По сути, это единая система, работающая в комплексе. Она обеспечивает целый набор вспомогательных контраварийных мер. Де-факто ESP – это электронный блок-контроллер, который постоянно обрабатывает сигналы, поступающие с многочисленных датчиков – скорости вращения колес, положения рулевого колеса, давления в тормозной системе. Основная информация поступает с двух специальных устройств, контролирующих угловую скорость относительно вертикальной оси и поперечное ускорение. Именно они фиксируют боковое скольжение и занос, определяют его глубину, и отдают дальнейшие распоряжения.

Если авто сорвалось в занос, ESP возвращает его на нужный курс, подтормаживая одно или несколько колес. Какие именно, система определяет самостоятельно. А в машинах, оборудованных автоматической коробкой передач с электронным управлением, система может корректировать даже работу трансмиссии – переключаться на пониженную передачу или «зимний» режим езды (если он предусмотрен).

Для опытных хулиганов

Бытует мнение, что опытный водитель, способный ездить на пределе возможностей, может справиться и без вспомогательного стабилизатора. Мол, профессионалам старой закалки новомодные системы в тягость. Эксперты «Взгляда» считают, что ситуации, когда ESP превращается в помеху, случаются на дороге крайне редко: например, когда для выхода из заноса надо поддать газа, а электроника не дает это сделать – «душит» движок. Или, допустим, когда авто забуксовало в снегу, система будет блокировать попытки «раскачать» автомобиль.

Впрочем, возможность отключения системы предусмотрена. А на некоторых моделях авто ESP намеренно допускает небольшие заносы и скольжения, позволяя водителю немного «похулиганить», вмешиваясь только в том случае, когда ситуация становится действительно критической.

И разумеется, нужно помнить, что хотя ESP и снижает шансы завершить маневр в кювете, панацеей она не является. И вовсе не избавляет водителя от необходимости иметь голову на плечах, чтобы не доводить ситуацию до критической.

Многие страны утвердили обязательное использование ESP:

• с 1 января 2010 – в Израиле

• с 1 сентября 2011 – в Канаде

• с 1 ноября 2011 – в Австралии

• с ноября 2011 – в ЕС (для продаваемых авто)

• с 2011 – в США (для авто весом менее 4,5 тонны)

Справка «Взгляда»

Прообраз ESP под названием «Управляющее устройство» запатентовали еще в 1959 году в компании Daimler-Benz.

Реально воплотить его удалось лишь в 1994 году: тогда систему начали ставить на серийные купе Mercedes-Benz CL 600. Чуть позже ею комплектовались все автомобили Mercedes S-класса и SL.

Сегодня система динамической стабилизации доступна, хотя бы в качестве опции, почти на любом авто.

Первые современные элементы – контроль тяги (пробуксовочные системы) – появились в 1987 году. Их представила компания BMW.

В 1990 году Mitsubishi выпустила в Японии автомобиль марки Diamante (Sigma), оснащенный новой активной электронной системой контроля тяги и курсовой устойчивости, где впервые эти две системы были интегрированы в одну (TCL).

Иллюстрация превышения скорости вхождения в поворот: красная линия – траектория движения машины без ESP. Если водитель затормозит, у него есть шанс развернуться, если нет – улетит с дороги. ESP выборочно подтормозит определенные колеса, чтобы авто осталось на нужной траектории.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
21 ноября
20 ноября