Стараясь распродать залежавшийся товар перед новогодними праздниками, супермаркеты как могут завлекают посетителей. Специальные акции – скидки, подарки и бонусы – не всегда распространяются на качественные товары. «Взгляд» провел рейд по столичным супермаркетам и узнал у экспертов, как быть, если случайно купил просроченный продукт.
Кому сентябрьский хлеб?
Инспекцию супермаркетов «Взгляд» решил начать с самых популярных магазинов, тех, которые «в двух шагах от дома». Ни в одном из них долго искать просроченную или почти испорченную продукцию не довелось. Недобрыми взглядами посматривали на корреспондента два консультанта, перебиравшие колбасные изделия в магазине «Фора» на улице Сабурова.
– Смотри, тут уже на исходе, – показала одна другой пачку детских сосисок с акционным стикером «-25%».
– Пусть еще полежит, – не смутилась напарница, хотя срок годности продукта закончился в день нашей инспекции.
Та же история с лежащей рядом копченой рыбой. Этикетка свидетельствовала, что употребить ее нужно было до сегодня.
Однако один день просрочки колбасы и рыбы еще цветочки по сравнению с хлебом. Буханка нарезного «Супертоста с отрубями» ждет своего клиента с сентября. В ответ на наше обращение о нарушении сотрудники супермаркета быстро забрали товар с полки и унесли его в неизвестном направлении. Менеджер пообщаться так и не вышел.
Не лучше ситуация в магазине «АТБ» по улице Закревского. Там на треть уценили пекинскую утку. Однако приятного в этом мало. Вакуумная упаковка повреждена и заклеена скотчем, а само мясо явно переморожено. Согласно ГОСТам, сохраняться после повреждения пленки продукт может не больше трех дней. Но сколько ждет утка, узнать невозможно – на упаковке не сохранилось ни одной читаемой даты.
Грешат нарушениями также в алкогольном отделе. Акцизные марки на дешевых молдавских винах каким-то образом наклеены раньше даты разлива. Согласно новому Налоговому кодексу, несовпадение дат на марке и бутылке – прямое нарушение.
«Я не знаю, как вам это объяснить», – только и пожимает плечами продавец Тамара.
Утку продавали, несмотря на отсутствие даты изготовления и поврежденную вакуумную упаковку
«Зато за полцены»
Исполнительный директор Союза потребителей Максим Несмеянов рассказывает, что просроченные продукты находят практически во время каждого рейда почти в каждом большом супермаркете.
«Например в „Сильпо“ на Оболони была акция чипсы+печенье. Так, у печенья срок заканчивался через два дня, а у чипсов вышел месяц назад. В „Новусе“ того же района шоколад „Корона“ был просрочен на полгода», – вспоминает он.
Несмеянов добавляет, что часто испорченные продукты стараются спихнуть в элитных группах: «Например, дорогие чаи уценивают наполовину. А когда говоришь: „Он же прострочен“, в ответ слышишь: „Зато это дорогой и хороший продукт“».
Для защиты своих прав и здоровья эксперт рекомендует покупателям всегда сохранять чеки и хоть раз прочесть закон о защите прав потребителя.
«Когда администрация супермаркета видит осведомленного человека, товар меняют тут же или возвращают деньги, в противном случае охрана может попробовать запугать, а менеджеры проигнорировать или нахамить», – объясняет он.
Еще более шокирующие факты приводит координатор движения «Хватит травить украинцев» Артем Стельмашов: «Мы тоже проверяли большие супермаркеты. В каждом просроченных продуктов набиралось больше чем на 1000 гривен!»
Нормальные сроки и не Китай
Вовсю рискуют здоровьем потребители и на рынках. Так на Троещинском базаре в Деснянском районе активно функционирует точка, специализирующаяся на продаже именно просроченной продукции. Со значительными скидками покупателям предлагают все от испорченных йогуртов до шампуней и зубных паст. И если к продуктам люди относятся с опаской, то бытовую химию разметают.
«Я тут давно торгую, никто на качество не жаловался», – утверждает продавец Людмила. Женщина добавляет, что такая же точка есть в каждом районе Киева.
Просроченный на год шоколад Людмила сбывает по 10 гривен, детское шампанское по 3 гривны, а оливки по 7 гривен. Зубная паста «Sensodynе» c оптимистической припиской «не Китай» лежит ящиками по 4 гривны, а шампунь «Shamtu» по 5 гривен.
«Нам все привозят с хороших баз, так что можно не волноваться», – продолжает уверять продавец.
Активист Артем Стельмашов подозревает, что «хорошими базами» могут быть плохие менеджеры в магазинах, которые вместо утилизации испорченной продукции отдают ее перекупщикам.
Невнимательностью покупателей пользуются и продавцы алкоголя
Совет товароведа, как отстоять свои права
1. Требуйте жалобную книгу
– за каждую жалобу будет наказан конкретный руководитель отдела, поэтому во избежание штрафов конфликт постараются уладить полюбовно.
2. Громко называйте нарушенные статьи закона о защите прав потребителей (закон не длинный, читается легко)
– осведомленные и скандальные покупатели – опасный контингент, вам постараются быстро заменить товар или возместить ущерб.
3. Жалуйтесь в Государственную инспекцию по защите прав потребителей
– быстрых результатов это не принесет, зато проверка магазина гарантирована, как и штрафы в случае обнаружения нарушений. Даже если вам не вернут деньги за испорченный продукт, радуйтесь, вы уже спасли соседей. Перед госинспекцией магазин гарантированно зачистят от подозрительных продуктов.
4. Звоните прессе, пишите в социальные сети
– ничто так не пугает магазины, как публичные заявления об их проблемах. Выкладывайте побольше фотофиксаций нарушений. Менеджеры сами вас найдут с извинениями и предложением возместить ущерб.
5. И последнее – для осуществления любого из перечисленных вариантов – сохраняйте чек!