В Киеве все чаще среди обычных легковушек на дороге можно встретить переоборудованную боевую машину. Как оказалось, купить БРДМ и БТР как у частных лиц, так и в Министерстве обороны без проблем может любой – по цене обычного Daewoo Lanos. «Взгляд» узнал у владельцев такой техники, зачем им нужны машины, которые пугают мирных граждан и раздражают милицию.
Девушки сами запрыгивают в «танк»
Кадры о том, как шведские болельщики во время Евро-2012 переплывали Днепр на БРДМе киевлянина Олега Ночкина, облетели весь мир – сюжет показывали даже по каналу Euronews.
40-летний Олег купил боевую машину случайно. «Знакомый продавал, я и решился. Такой же БРДМ есть у моего товарища. Ему нравится подъехать к ночному клубу на «танке». Девочки, конечно, ведутся. Сначала лезут фотографироваться, а там уже и прокатить можно. Внутри машины товарища вместо заднего сиденья надувной матрас, удобный... рок-н-ролл играет», – рассказывает Олег.
Мужчина получает от езды огромное удовольствие. «По Бориспольской трассе для моего «танка» 100 км/ч не проблема. Еще люблю с дороги в реку заехать! Очень нравится сам переход от езды по суше к плаванью. Езжу и днем, и ночью. Водители машут, фотографируют. Чувствуешь себя звездой», – смеясь, откровенничает Олег.
Еще интереснее, по словам владельцев боевых машин, кататься по лесу. «Ты защищен броней 5 мм, и тебе ничего не страшно. Деревья диаметром 30-40 см БТР и БРДМ переезжают без проблем. Тем более что у такого транспорта понятия „сел на пузо“ не существует», – увлеченно рассказывает владелец двух БТРов и одного БРДМа Андрей Олещук. Его транспорт засветился в видеоролике «Х-фактора»: на нем рассекали судьи этого телешоу.
Милиция просит не пугать людей
Ездить по городу можно только на БРДМе. Габариты БТРа не позволяют: бронетранспортер просто не помещается в полосу общего движения. Владельцы БТРов в основном сдают их напрокат для съемок. В таких случаях технику сопровождает ГАИ. Владельцам БРДМов тоже приходится время от времени иметь дело с правоохранительными органами.
«Когда в городе какие-то заварухи, демонстрации возле Рады или выборы, милиционеры звонят мне на мобильный (он указан на машине в рекламных целях), извиняются и вежливо просят не ездить на «танке» по городу, чтобы народ не подумал, что началась война. Даже ночью может позвонить какой-то сержант и попросить убрать БРДМ, если он припаркован в центре. Говорит: „Чтобы мы не стояли возле него целый день и не успокаивали людей“. Я на это нормально реагирую», – рассказывает Ночкин.
Обычно Олег оставляет свою боевую машину за городом, иногда паркует на большой стоянке на улице Суворова рядом с Транспортным университетом.
Бизнес на «танках»
Владельцы бывшей военной техники, как правило, не прочь сдать их напрокат, но, говорят, много на этом не заработаешь. Такое случается раз десять за год, в основном на праздники вроде 23 Февраля. Бывает заказывают известные политики, чтобы поздравить своих детишек.
«Берут в основном для богатых людей, у которых все есть. Один известный политик заказывал БРДМ, чтобы покатать своего племянника. Так нас еще машина ГАИ сопровождала. Племянник, конечно, был доволен, – рассказывает Олег. – Но заказов мало, поэтому это не бизнес, а просто увлечение для души».
Олег сдает свой БРДМ за 1200 грн за два часа. По его словам, чистой прибыли, не считая топлива, запчастей и зарплаты водителя (сам он не водит во время аренды), остается 500 грн.
БТР и БРДМ можно заказать за 800 грн в час, но не меньше чем на три часа.
Только восемь задних передач
Романтику поездок на боевых машинах портят технические особенности. У БТРа и БРДМа большой расход топлива: 60 литров на 100 км по асфальтированной дороге. На газу намного экономнее, но так уже не сможешь плавать и гонять по пересеченной местности – мощности не хватит.
Сложно и с техобслуживанием: людей, которые могли бы следить за состоянием боевых машин в Киеве, – единицы. «Человек, который помогал мне с ремонтом, прошел Афганистан и всю жизнь работал с такой техникой. А ведь, как и все советское, эти машины постоянно ломаются. Я вообще не представляю, как на них можно еще и какие-то военные задачи выполнять», – говорит Ночкин.
Ездить по городским дорогам на «танке» непросто и из-за очень плохого обзора. И это притом что по бокам машин вырезаны дополнительные окна и ставится множество дополнительных зеркал. «Мертвая зона огромная. Желательно, чтобы возле водителя кто-то сидел, смотрел в окошко и подсказывал. К тому же там только задних скоростей восемь, множество рычагов, – продолжает Олег. – По сути, это огромная консервная банка, в которой летом жарко, а зимой холодно. Но сейчас в ней кондиционер и отличная стереосистема».
Боемашина оформляется как сельхозтехника
Чтобы купить настоящий БРДМ или БТР, достаточно зайти на сайт Министерства обороны. Здесь можно найти раздел с перечнем военного имущества, которое можно приобрести: от обмундирования старого образца до техники. Министерство выдает бумагу, подтверждающую покупку. С этим документом нужно идти в организацию, которая занимается переоборудованием. Там прорезают дополнительные окна, монтируют зеркала, и машину можно ставить на учет в ГАИ как обычную сельхозтехнику. Переделанный БРДМ стоит $7-10 тыс., БТР – не меньше $15 тыс.
Так выглядит внутри БТР киевлянина Андрея Олещука