Завтра исполнится ровно пять лет, как не стало народного артиста СССР Муслима Магомаева. Славы, которая выпала на его долю, не было ни у одного артиста Союза. Портретами красавца с царственной осанкой и чарующим голосом обклеивали свои комнаты миллионы советских девушек. А коллеги Магомаева неоднократно рассказывали о том, как после концертов публика на руках несла автомобиль с певцом многие километры.
Правда, сам Магомаев отшучивался, мол пронесли всего-то метров пять. Зато признавался, что частенько даже не мог выйти из зала, и однажды ему пришлось выпрыгивать из окна второго этажа, чтобы не быть растерзанным фанатами.
Муслим Магамаев стал знаменит в начале 60-х после выступления в Кремлевском дворце. Он одним из первых советских артистов стажировался в миланском театре Ла Скала, но по оперной стезе решил не идти. Говорил, что там мало возможностей для импровизации. Хотя существует и другая версия.
«Ему просто не дали сделать оперную карьеру, – поведал „Взгляду“ народный артист Украины Владимир Гришко. – Об этом мне рассказывал великий Анатолий Соловьяненко. Когда Магомаев из Италии вернулся в Союз и блистательно исполнял любовные роли, ему стали очень завидовать. Начались интриги и его буквально „съели“ в Большом театре. Величайшего баритона мира! И он вынужден был уйти на эстраду. Тяжкий мир оперы, в нем очень много склок».
По словам украинского тенора, никто не сравнится с гениальным Магомаевым.
«Господь посылает таких артистов раз в 100 лет. Я вспоминаю, как его невероятно любили – такого красивого, чернявого. А глава Азербайджана Алиев неоднократно повторял, что главные сокровища его республики – это нефть и Муслим Магомаев», – рассказал Гришко.
Артист никогда не состоял ни в комсомоле, ни в партии, и позволял себе исполнять «чуждые» песни в стиле твист, шейк и мелодии из «Крестного отца». Тем не менее Магомаеву это сходило с рук. Его обожали партийные боссы, и перед каждым правительственным концертом генсек Брежнев интересовался, будет ли в программе «МагАмаев» (так Леонид Ильич произносил фамилию певца и часто плакал на его концертах). Впрочем, когда из-за недоброжелателей артисту целый год запрещали выступать вне Азербайджана, он не стал обращаться за помощью к покровителям.
«Не жди, не бойся, не проси!» – таков был его принцип.
А еще Муслим Магометович был чрезвычайно щедрым человеком. Настолько, что его аккомпаниатор часто забирал себе на хранение гонорары певца. Чтобы тот не потратил деньги на угощения и помощь многочисленным друзьям.
Правда их число резко уменьшилось, когда певец решил покинуть сцену.
«Хочу, чтобы меня запомнили поющим, а не хрипящим», – объяснил свой уход Магомаев.
В Москве маэстро вспомнят и споют песни
В пятницу почтить память великого маэстро у его памятника в центре Москвы соберутся близкие родственники и многочисленные поклонники артиста.
«Это не официальное мероприятие, а нормальная человеческая память, – рассказали „Взгляду“ в Фонде наследия Магомаева. – Люди будут общаться, вспоминать, кто захочет – выступит. Часто поклонники артиста приходят к памятнику с магнитофонами, из которых тихо звучат его песни. Но никакого грохотания на весь город и пафоса не будет».
В нынешнем году на встречу придет и Тамара Синявская, вдова артиста.