Мало что может сравниться по уровню адреналина с парашютным спортом. Те, кто пробовал, говорят, достаточно прыгнуть один раз, и ты навсегда влюбишься в небо. Корреспондент «Взгляда» отправился в Черниговский авиационно-спортивный клуб «Прогресс», чтобы испытать каково это.
На аэродроме в 70 км от Киева меня как новичка первым делом отправляют на инструктаж. Свободного падения при прыжке с высоты 800 метров всего три секунды, но запомнить надо многое.
Введение в курс дела Василий Колошва начинает с технических характеристик десантного парашюта Д-6 и принципов его действия. Показывает красное металлическое кольцо — именно после его рывка над головой появляется купол площадью 83 кв/м. «Если же на радостях кто-то забудет выдернуть кольцо, на 300 метрах автоматически сработает запасной парашют», — успокаивает, пристально глядя в глаза, Василий Васильевич.
Учимся прыгать и летать
Далее наша группа отправляется на борт старого-доброго «кукурузника» АН-2, здесь тренируемся «отделяться от самолета». Первыми заходят самые легкие и садятся с правой стороны от кабины пилота, те, кто потяжелее — с левой. «Подходим к двери перед прыжком, не забываем, что левая нога у нас всегда впереди, правая — толчковая, и пригибаемся, чтобы не повредить самолёт головой», — смеется Василий Васильевич и продолжает:
«В воздухе вслух считаем: «501», «502», «503» и дергаем кольцо. (Если произносить «1», «2», «3» получится слишком быстро). Проверяем все ли в порядке с куполом: открылся или нет и осматриваем стропы. Если все хорошо, вытаскиваем страховочную веревочку на запасном парашюте. И наслаждаемся полетом».
Затем каждый из нас висит в специальной подвесной системе, отрабатывая действия на случай экстремальных ситуаций. «Тяни левые! Тяни правые! Разворот на 180 градусов!», — командует второй инструктор Сергей Колесник, наблюдая правильно ли у меня выходит тянуть стропы в нужную сторону.
Следующий этап: прыжки с трамплина. Колени, пятки, носки вместе: прыгаем и валимся на бок. После учимся гасить купол при приземлении, а то при сильном ветре может протащить по земле десятки, а то и сотни метров. «Руками в землю не упираемся! Переворачиваемся на левый бок, прокручиваемая, пытаемся встать и забегаем за купол!», — перекрикивает ветер инструктор.
Носок-«колдун»
В первый день прыгнуть нам так и не удается. Главным врагом стал ветер. На поле выставили ветроуказатель, который в просторечии называют «колдуном». Порывы составили 9-12 м/с, в то время, как по технике безопасности максимум — 5м/с.
Прыжки отменили и для опытных парашютистов. Зато появляется возможность пообщаться с ними. Тридцатилетний инструктор клуба, воздушный оператор Роман Слепой занимается парашютным спортом около 12 лет. На его счету 1895 прыжков. За сезон, с мая по ноябрь, Роман прыгает 200-300 раз. Его максимальная высота — 4800 м, выше — только с кислородным обеспечением. Свободное падение при этом составляет около минуты.
«Хочу обратно в небо»
И вот: долгожданное утро перед прыжком. Сначала медосмотр: врач проверяет давление, спрашивает о перенесенных операциях, зрении, аллергии на медпрепараты. «Кольца, и сережки с ушей и носа поснимать, могут зацепиться за стропы», — увидев металл в ушах, говорит Валентина Лащук. Замечаю, что в списке журнала медкомиссий нет номера 13. Суеверия здесь в почете.
Платим в кассу 330 гривен и отправляется на выдачу парашютов. Командир парашютного звена до мелочей проверяет нашу готовность. Начинает подступать дрожь.
Наша группа из семи «перворазов» садится в самолет. Взлетаем. Как только кукурузник набирает небольшую высоту, Василий Васильевич, который тренировал нас вчера, цепляет специальный удлинитель к стабилизирующей системе парашюта, уверенно хлопает по плечу и говорит: «Зацеплен!». На высоте 750 метров пилот подает три громких звуковых сигнала. Василий Васильевич командует: «Руку под резинку на кольцо!», подходит к каждому, включает страхующие приборы на запасных парашютах и произносит: «Прибор включен!». В этом момент вид из иллюминаторов уже вовсю щекочет нервы. Еще два звуковых сигнала — 800 метров. Отчетливо слышна команда: «Встать!». Василий Васильевич, заметив мой мандраж, подмигивает, мол, все будет хорошо.
Я выходила четвертой. Левую ногу к двери, пригнулась. По команде «Пошел» получаю хлопок по плечу и сегаю вниз. «501, 502, 503 — считаю вслух в воздухе, — Кольцо! 504, 505 — Купол!».
Ура, над головой появляется белое полотно шарообразной формы. Веревочка! Надо ее вытащить! Разблокирую запасной парашют и здесь, я уже не сдерживаю эмоции: кричу от радости что есть сил. Внизу земля — точь-в-точь как в «Google-maps».
При приземлении вспоминаю: колени, пятки, носки вместе, ноги согнуты. Удар. Занесло меня дальше всех, в скошенное кукурузное поле. Пару секунд борюсь с куполом, пытаясь встать на ноги. Сигнализирую, что все в порядке. Первое желание, которое возникает: «Хочу обратно в небо, только намного выше!»
Традиции парашютистов
Счастливых новичков поздравляют, всем выдают аттестаты. Получив оценку «отлично», целую в щеку Василия Васильевича со словами благодарности. Радовались в этот день и опытные парашютисты. Кто-то из ребят праздновал свой сотый прыжок, кто-то «окрылился» — пересел с классического купола на парашют типа «крыло». По традиции юбиляров берут на руках и бьют крапивой по пятой точке, мол «будучи в небе, не забывай о земле», которая бьется и колется. Ну а поднимая тост за юбиляров, у парашютистов, есть обычай затаив дыхание крикнуть: «На боевом... ХА!», что символизирует выдох перед «крайним» шагом в бездну.
Цены
Первый прыжок на классическом куполе — 330грн
Второй прыжок — 310 грн (в текущем сезоне)
Если вы прошли ВВК (военно-врачебную комиссию) для вас прыжок на высоте до 1500 м обойдется в 240 грн. До 3000 м — 270 грн
Тандем -прыжок от 3500 м — 1450 грн + 510 грн фото и видео съемка
Парашют типа «крыло» на высоте 3000 м — около 210грн
За потерю кольца штраф — 200 грн
Случайный роспуск запаски — 50 грн
Потеря шлема — 200 грн