Украина остается в первой десятке ведущих мировых экспортеров оружия. В прошлом году мы «наторговали» минимум на $1,5 млрд. Спросом пользуется стрелковое оружие: винтовки и карабины покупают США (90 тыс.) и Канада. Германия – револьверы, пистолеты и те же винтовки (29 тыс.), чуть меньше мы отправили в Судан и Чад.
Самые большие доходы приносит торговля тяжелой техникой – самолетами, танками, БМП и БТР, артиллерийским и ракетным вооружением. Технологически продвинутые страны, разрабатывающие собственную смертоносную технику, для нас не клиенты. Экспорт идет в страны третьего мира: Ирак, Египет, Таиланд. Последний несколько лет назад заказал громадную по меркам украинского ВПК партию БТР, но поставки до сих пор не начались – заказчик требует замены двигателей.
«Взгляд» изучил реестр ООН «Вооружения, разоружение и международная безопасность». Оказалось, что Украина, во-первых, активно торгует авиадвигателями для военных и транспортных самолетов, причем их приобретают как технологически отсталые страны – Мьянма, Танзания, Замбия, так и ближайшие соседи – Россия и Беларусь (для замены двигателей в тренировочных самолетах Як-130). А во-вторых – противотанковыми снарядами. Самые крупные покупатели – Ирак, Эфиопия, Египет и Таиланд.
Переоснащение чужих армий тоже приносит доход. Египет заказал нам смену оборудования в 200 чешских бронетранспортерах-амфибиях ОТ-62. На них установят мощное вооружение, а контракт растянется на два года.
В прошлом году Украина получила, наконец, последние деньги за авианосец «Варяг», проданный Китаю в 1998 году (хотя в документах почему-то числится его аналог «Адмирал Кузнецов», который стоит на вооружении ВМФ России). Кроме того, Поднебесная явно планирует схитрить, покупая уникальные десантные корабли на воздушной подушке «Зубр»: два приобретают «целиком», еще два – по запчастям.
– Китай – не очень-то чистоплотный покупатель: вовсю копировал российскую морскую и авиационную технику. Доходило даже до дипломатических нот, – рассказал «Взгляду» директор военных программ Центра им. Разумкова Николай Сунгуровский. – Поэтому в контракты обычно включаются пункты о недопущении «реинжиниринга» (попросту – копирования).
Но эксперт считает, что помещение Украины в десятку лидеров – перебор. По его словам, сейчас мы на 17-20 месте в общемировом рейтинге продавцов оружия.