16:52

пятница,
13 декабря

Новым властям Киева нужно было поднять стоимость проезда и свалить все на меня - Попов (часть 2)

23.07.2014 / 12:55
Новым властям Киева нужно было поднять стоимость проезда и свалить все на меня - Попов (часть 2)
В эксклюзивном интервью «Взгляду» бывший глава КГГА рассказал, почему в Киеве существуют «бессмертные чиновники»; о трамвае на Троещину; о коррупционных схемах и своем отношении к новому мэру Киева Виталию Кличко.

В первой части интервью с Александром Поповым бывший глава КГГА рассказывал о бывшем главе АП Сергее Левочкине, Майдане и своих зарубежных счетах. Во второй мы говорили о насущных проблемах Киева и путях их решения.  

 

ЧАСТЬ 2 

 

О «бессмертных» чиновниках

- В Киеве есть вопросы, которые не решаются годами. Например, каждый глава КГГА заявляет, что уволит Ламбуцкого (Николай Ламбуцкий – генеральный директор КП «Киевпастранс») или Климова (генеральный директор КП «Фармация»), но они остаются на должностях, хотя нарушений находят на миллионы…

- Во-первых, каждый их них - профессионал в своей сфере. С одной стороны, они выполняют поставленные задания, с другой — пользуются значительной поддержкой в коллективе. А, во-вторых, если они виновны, то нужны результаты расследования, обвинения со стороны правоохранительных органов. А их не было — ни от прокуратуры, ни от депутатских комиссий.

Сегодня работать в органах власти — это сразу повесить на себя ярлык коррупционера. И если новый руководитель будет реагировать на каждое юридически неподтвержденное обвинение, ему не будет с кем работать. А нападки начинаются, когда появляется заинтересованный бизнес.

- Был еще Федоренко (Владимир Федоренко – бывший начальник столичной подземки – «Взгляд» ) в метрополитене.

- Знаете, у него в трудовой книжке одна запись — Киевский метрополитен. Человек прошел путь от специалиста к руководителю. Я думаю, что его замена связана с чьим-то желанием контролировать финансовые потоки.

 

О коммуналке и тарифах

- Над коммунальным транспортом висит тема повышения тарифов. И, собственно, накануне вашей отставки распоряжение было готово…

- Стоимость проезда нужно поднимать однозначно — это объективная реальность. Потому что транспорт — это кровь города, и если он остановится, то произойдет коллапс, а он назревает. Посмотрите, насколько выросло в цене топливо — 16 гривен, а денег на дотации у государства нет.

Мне кажется, что моим последователям было бы правильно ввести новые тарифы и свалить все на меня. Мне все равно, а им, как говорится, приятно. Это нужно для города, потому что грозит катастрофой. Но момент утрачен. Сейчас подняли коммунальные платежи, и внедрить решение по транспорту сложно. Но где взять 200 миллионов на дотации, их же нет, в бюджете дырка.

- А как вы расцениваете решение по коммунальным платежам?

- Как неправильное. После такого повышения резко упадет уровень проплат. Нужно было детально разработать механизмы социальной защиты, чтобы дать возможность людям подготовиться. Например, плавно повышать тарифы — в несколько этапов. А так получилась бомба, которая осенью оставит без хлеба многих, в том числе малообеспеченные семьи.

Цель ведь была в другом — не сократить приход, а собрать больше денег. Сейчас же ситуация может спровоцировать социальный взрыв уже этой осенью и собирать эти деньги не будет с кого.

- Почему ваши последователи не потянули еще время?

- Важную роль в таком решении сыграли требования МВФ, но все равно, нужно было тщательнее подготовиться. Прежнее правительство такие условия не принимало принципиально. Ситуация выравнивалась дотациями. Мы в Киев получали от 2 до 4 миллиардов на разницу в тарифах. Это огромная сумма, и Кабмин ее выделял, потому что иначе эти деньги нужно было собрать с населения.

А что значит собрать 4 миллиарда с киевлян? Это вы уже не можете себе позволить сходить в кафе, кто-то не покупает новые туфли или подарок ребенку на День рождения — малый и средний бизнес замирает, последствия катастрофические. Надо отдать должное Николаю Азарову, он за этим следил.

 

О трамвае на Троещину

- Возвращаясь к транспорту, как вы расцениваете идею строительства скоростного трамвая на Троещину вместо метро?

- Это полуфабрикат и большая ошибка. В результате все равно будет возврат к метро. Дело в том, что новая ветка должна не только соединить Троещину и правый берег, но и через вокзал пройти в аэропорт Жуляны. Для города этот проект — стратегический.

И абсолютно честно могу сказать, что если бы не события, которые случились, строительство мы бы начали, оно было запланировано на конец года. Главное, почему мы были уверены в старте, потому что располагали двумя вариантами схемы финансирования — «Внешэкономбанк России» и государственные деньги — а это главное для таких проектов.

- Так, может, это просто лоббирование конкретных львовских трамваев?

- Может быть, потому что трамваи, а точнее, почти полноценные поезда, мы можем и должны производить в Киеве. Тем более, что у нас есть «Каштан-1» и «Каштан-2». Это будет большая ошибка — при своей разработке и производительных мощностях проводить закупку во Львове.

 

О коррупционных схемах

- В этом новом проекте с трамваем просматриваются варианты коррупционных схем. С этим вообще реально бороться?

- Когда Виталий Кличко говорит, что его первая задача — борьба с коррупцией, у меня возникает вопрос: а как? У него нет полномочий. Я тоже видел много схем и направлял обращения в правоохранительные органы. Но заканчивалось все совсем не тем, чем хотелось бы. Пока коррупция в правоохранительных органах не уйдет в историю, ничего не изменится. Потому что профилактика — это хорошо, но должно быть наказание за нарушение, а это прерогатива прокуратуры, милиции, и никак не столичного главы.

Напротив — у правоохранительных органов есть все возможности поставить точки на схемах, но они этого не делают, потому что сами в них участвуют. Я считаю, что с такой задачей мог бы справится президент. Если вопрос будет стоять жестко и система заработает под его политическую волю, может даже путем увольнений, и не только руководителей, тогда оно докатится сверху донизу. Иначе — никак.

- А вас проверяли на коррумпированность?

- Не знаю, были ли это проверки. Но несколько раз в кабинет приносили. Я устраивал скандал, и это прекратилось.

 

О Виталии Кличко

- А вы вообще общаетесь с Виталием Кличко?

- Да — у нас был телефонный разговор. Поздравлял его после выборов, потому что тоже за него голосовал. И с одной стороны, мне было приятно видеть его в победителях. Но как коллега, я ему сочувствую. Если он сбережет свой капитал через год, это будет фантастика и чудо. Но я думаю, что это вряд ли возможно сделать. Он сегодня — камикадзе.

- Должности мэра и главы КГГА опять объединили. Это правильное решение?

- Я его не поддерживаю. В масштабах маленьких городов — да. Но в Киеве совсем другой объем работы и охватить все даже физически — невозможно. С политической точки зрения тоже сомнительно. Зациклив на себе все сферы, не нужно забывать об ответственности. Виталий сегодня не просто руководит городом, он теперь виноват во всем, что происходит — от перегоревшей лампочки до недостроенного моста. И первым мощным ударом по его рейтингу станут тарифы.

- Хватит ли у Виталия Кличко управленческого опыта?

- Нужен не столько опыт, но и сильная команда, которой доверяешь. Мы подбирали таких. Лично мне кажется, что лучше Руслана Крамаренко и Владимира Репика (заместитель главы КГГА и директор Департамента финансов КГГА – «Взгляд») вряд ли есть люди, которые так умеют вести финансовый корабль без финансов.

Нам приходилось принимать бюджеты со скрытым дефицитом, чтобы потом закрыть его через консультации с правительством. И основные вопросы мы решали. Когда говорят, что у Киева забирают 8 миллиардов, нужно смотреть, сколько возвращают. Бюджет нужно смотреть не по изъятиям, а по фактическому финансированию. Нам удавалось возвращать почти все.

 

О войне на Востоке

- Как вы относитесь к АТО?

- Может, моя точка зрения будет непопулярна, но я считаю, что войну нужно срочно прекращать. Иначе мы потеряем много людей, будет тотальная инфраструктурная разруха, на восстановление которой понадобятся колоссальные деньги. Хотя главное — это человеческие жизни. У нас нет другого выхода, кроме как договариваться. Мир нужно получить любой ценой. Война убивает людей и перекрывает любую тенденцию к развитию.

Это не наша война, мы — шахматная доска геополитики, и нам это не нужно. Мне все равно, какой статус будет у Донецка, потому что будет мир. А через 5-10 лет, когда все станет на свои места, можно вернуться к административному вопросу и опять сделать регион областью или как понадобится. Но до того времени нужно разрешить там ситуацию таким образом, чтобы люди сами не захотели ни в Россию, ни в Америку, ни в любую другую страну.

 

Вопросы задавала Наталка МАКОГОН

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
13 декабря
12 декабря