11:20

вторник,
19 марта

Александр Попов — о Левочкине, Майдане и зарубежных счетах (часть 1)

23.07.2014 / 12:04
Александр Попов — о Левочкине, Майдане и зарубежных счетах (часть 1)
Бывший глава КГГА Александр Попов в эксклюзивном интервью рассказал «Взгляду» о бесперспективности борьбы с коррупцией, о своих связях с Сергеем Левочкиным и ходе дела о разгоне Майдана. Бывший чиновник назвал проект трамвая на Троещину полуфабрикатом, а новые тарифы - бомбой для небогатых семей.

C бывшим главой КГГА мы встретились на Владимирской горке. Больше полугода без госслужбы не прошли для Александра Попова даром - выглядит он хорошо - подтянут и хорошем расположении духа. Заброшенность парка, куда только в прошлом году  было вложено почти 30 миллионов гривен, экс-чиновника расстраивает. Говорит, что недоработки коммунальщиков фиксирует «на автомате». А иногда даже очень хочется позвонить некоторым руководителям и сделать замечание.

Разговор с Александром Поповым получился содержательным и многогранным. Поэтому мы публикуем интервью в двух частях.

 

ЧАСТЬ 1 

О суде и работе

- Вы единственный, кто ходит на судебные заседания по делу о разгоне Майдана. Коряк и Сивкович (Валерий Коряк, экс-глава МВД Киева, и Владимир Сивкович, бывший заместитель главы СНБО) там не появляются, то ли убежали, то ли откупились. На каком этапе сейчас судебные тяжбы?

- Да, продолжаю ходить, хотя с юридической точки зрения тоже мог бы не посещать их, потому что последние полтора месяца дело не рассматривается по существу. Сейчас решается вопрос, кто будет судить. Адвокаты потерпевших дают отвод судьям.

Что касается хода дела, то думаю, оно будет длиться еще долго. В нем 70 потерпевших и каждый из них должен дать показания. А потом еще будет приниматься решение, применять ли ко мне наш новый Закон о прекращении криминального преследования. Поэтому трудно сказать, как быстро все это закончится…

- А что конкретно требуют потерпевшие?

- Их еще никто не заслушивал. И когда начнется процесс — неизвестно.

- Чем вы сейчас занимаетесь? Пойдете работать?

- Есть некоторые семейные вопросы, которым нужно уделить время. Ведь раньше его практически не было, ни для детей, ни для внуков, не говоря уже об остальных родственниках. А что касается работы, то не хочется заниматься суетой, есть желание реализовывать масштабные проекты.

- На государственной должности?

- Нет, да и я думаю, что никто мне ее не предложит, по крайней мере, пока… Да и не время сегодня. По-моему, те, кто сейчас при власти, завидуют тем, кто к власти непричастен.

- Неужели они пришли к власти, чтобы только позавидовать?

- Знаете, то, что сейчас происходит – это такая ответственность и условия работы, что, честно говоря, мне бы такого не хотелось. И главное - не видно динамики улучшения ситуации. Все только усугубляется и чем закончится - непонятно.

 

О зарубежных счетах

- И все-таки, какие у вас планы на будущее?

- Я бы хотел использовать свой потенциал и возможности на внешнеэкономическом поле. Когда ситуация стабилизируется и не будет войны, то в кейсе Киева есть наработанный пакет инвестиционных предложений на 120 миллиардов гривен. Интересных проектов много, но нужна структура, которая будет инвестировать. И в данном направлении личные отношения с бизнесом, контакты с разными зарубежными деятелями, дают свои результаты.

Я привык после себя оставлять позитивный след. Вот даже сейчас, мы идем, и мне приятно, что это мы провели реконструкцию Владимирской горки, начали работы на Почтовой, а на Пешеходном мосту запустили красивую подсветку… Мне интересна деятельность, после которой остается приятное, осязаемое и социальное наследие. Однако пока инвестиционного климата нет, об этом говорить практически бессмысленно.

- А на какие средства вы сейчас живете?

- У меня нет никаких зарубежных счетов, и это официально доказано. Были небольшие сбережения, а кроме того, я продал часть своих активов и, по большей части, живу в Комсомольске.

- На госдаче в Пуще-Водице бываете?

- Практически нет. Большинство вещей оттуда уже забрал. У меня там была небольшая часть домика на 40 квадратных метров с помесячной оплатой услуг в 4000 гривен, согласитесь немало.

 

О новой киевской власти

- Как вы расцениваете тенденцию новых руководителей города нанимать группы советников, которые не несут особой юридической ответственности за свои действия?

- Для стратегических направлений решение правильное. В свое время мы взяли в советники группу амбициозных молодых профессиональных людей из президентского резерва. И они работали над долгоиграющими целями и давали выводы о дальнейшем развитии. Потому что очень часто ежедневная «текучка» затягивает и не дает возможности руководителю взглянуть на ход общего развития и уделить этому внимание.

- Так и есть, но сегодняшняя модель значительно отличается. Глава советников Виталия Кличко Игорь Никонов практически исполняет обязанности первого заместителя…

- Я этого не понимаю. Прошло уже почти два месяца, а главные должности не закрыты (интервью записывалось до назначений Кличко от 22 июля, - «Взгляд»). А ведь времени, чтобы себя активно показать, только полтора года. Как же ты себя покажешь, если нет команды? Это ненормально. Никонов – это очень прогрессивный человек, который умеет работать, но он из бизнеса. Ему нужно время, чтобы освоится в проблематике города, особенно социальных сферах.

- А вам не кажется, что ему нужен в некотором роде буфер, чтобы вся деятельность не свелась к работе над своими амбициозными проектами вроде небоскребов возле Центрального ЗАГСа? Это может спровоцировать сильную волну негодования у киевлян.

- Да, вы правы. Но лично я считаю, что это интересный вариант, хотя пока неизвестно чем это закончится. Свежий взгляд бизнеса сейчас не помешает, но вопрос ведь действительно в том, будет ли использоваться позиция для личных целей, что часто бывает.

 

О событиях на Майдане

- Прошло уже больше полгода со времени событий на Майдане. Вы, наверное, не раз уже пересмотрели ситуацию. Как бы поступили сейчас?

- Кто же знал, что будут такие последствия. В принципе, Новый год в то время никто не отменял, и я знаю, насколько киевляне трепетно относятся даже к самым незначительным нюансам праздников. Все равно эту работу (установка елки — ред.) нужно было делать, никто же не думал, что начнется революция. Наверное, не стоило продолжать завозить все конструкции. Но мне об этом ничего не сказали, потому что есть службы, которые занимаются этим процессом.

- Кроме монтажа елки, было еще достаточно скандальное решение о закрытии метро…

- Посмотрите, что происходило в те дни. Поступало по несколько звонков о минировании. Вокзал, супермаркеты, причем в самое пиковое время. А ситуация, что сейчас, что тогда была очень напряженная. Поэтому, на любой сигнал должна была быть реакция.

- То есть действия были оправданы?

- А если бы мы этого не сделали (закрытие центральных станций подземки 11 декабря из-за поступивших звонков о взрывчатке, – «Взгляд») и что-то случилось? Я просто напомню. После взрывов в Днепропетровске, а это было незадолго до ЕВРО-2012, мы значительно усилили работу по выявлению подозрительных предметов. Каждая урна просматривалась трижды в день. Тогда еще возник скандал, что мы запретили проводить гей-парад на Крещатике. Они решили проводить его на Подоле. Так вот в день шествия один из сотрудников обнаружил взрывчатку. А если бы она сработала?

Поэтому в таких ситуациях и принимаются сложные решения. Мэрия их не сама придумывает, работают правоохранительные органы, они дают указания. Каждый делает свою работу. И, поверьте, во многом она оправдана. Другое дело, когда метро закрывали потом в феврале. Я не знаю, что там было. Но не реагировать на такие ситуации нельзя однозначно.

 

О связях с Сергеем Левочкиным

- Насколько вы были самостоятельным в принятии решений? Правда, что ваших заместителей Сергей Левочкин (бывший глава АП – «Взгляд») назначал?

- Нет, абсолютно. Когда Президент меня назначил на эту должность, я подготовил пакет кандидатур в своей команде, и мы почти полтора часа обсуждали каждую из них. Была цель - набрать профессионалов. Я не скрываю того, что с Пузановым (Александр Пузанов – бывший заместитель главы КГГА. Занимался юридическими вопросами) нас познакомил Левочкин. Но он мне был нужен, потому что имел солидный опыт в делах по недвижимости.

Напомню, что в то время Киев потерял значительные активы стратегических предприятий «Киевгорстроя», «Киевводоканала», банка «Крещатик», «Киевэнерго», и плюс - земля. Поэтому, когда президент спросил, зачем тебе такой заместитель, я ему ответил, что завтра этой необходимости может не быть, но сейчас нужно сильное представительство в судах и по юрчасти.

- И что, помог Пузанов Киеву?

- Представьте себе — да. Причем на миллиарды долларов. Киевляне должны быть ему благодарны, хотя никто не хотел слышать о плюсах.

 

О взятках

- Просто когда появляется информации о достижениях чиновника, возникает вопрос, сколько он с этого взял?

- Реально было желание вернуть городу то, что по нашему мнению, а также правоохранительных органов, было отчуждено незаконно. Если я правильно помню, то это было 3400 га земли и больше 100 объектов.

- К вам же точно приходили люди, которые не собирались что-либо возвращать и предлагали варианты.

- Именно тогда у меня появилась охрана. Уровень риска был высок.

- Есть же способы попроще, взятки, например?

- Не было интереса, да и неоправданно было вступать в какие-либо переговоры. Мы бы ни о чем не договорились.

- А вы не думаете, что новая команда может забрать все, что вы вернули?

- Думаю. Может.

 

Вопросы задавала - Наталка МАКОГОН

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
19 марта
18 марта
17 марта