В отличие от каноничного фольклориста Шурика из «Кавказской пленницы», ведущий инженер Государственного научного центра защиты культурного наследия от техногенных катастроф Николай Семиног тостами не интересуется. Его работа – находить, записывать и каталогизировать старинные песни.
Полуторачасовая колядка – это нормально
Николай – не профессиональный ученый и не музыковед, с 1990 года он специалист по записи картинки, звука и видеоряда в этнографических экспедициях. Впрочем, он не просто выполняет технические функции. Мужчина настолько проникся фольклором и полюбил песню, что теперь ее не просто фиксирует, но и воспроизводит – поет в фолк-группах, играет на гармошке и всячески популяризирует народные обряды.
А интерес к фольклору возник еще в детстве. Недавно Семиног нашел на чердаке школьную тетрадь, куда он записывал песни односельчан. Сейчас очень жалеет, что тогда у него не было хотя бы простенького магнитофона, чтобы сохранить мелодии. Поэтому слова какие-то в тетрадке остались, а вот музыка потеряна безвозвратно – носители той культуры уже умерли. Сейчас подходящая аппаратура у Николая есть. Осваивать ее пришлось буквально «в полях», когда в 1990 году мужчину пригласили в первую экспедицию.
«Навсегда запомнилась зимняя трехнедельная экспедиция по Западной Украине, – вспоминает Николай. – Тогда на трех исследователей было 14 сумок с очень дорогостоящей и тяжелой аппаратурой. А условия передвижения были довольно спартанские – пришлось и рейсовыми автобусами, и старым «запорожцем» колесить, и на поезде с выбитыми стеклами в мороз ехать, и по горам интенсивно походить. Тогда и понял, почему в этих краях, в отличие от остальной Украины, сохранились древние традиции колядок и щедривок – просто при Советах милиции тяжело было по всем Карпатам за колядниками гоняться».
Традиции там действительно уникальные. Тогда, вспоминает Семиног, записали в одном селе Ивано-Франковского района, наверное, самую длинную колядку – она продолжалась 50 минут, а пели ее 40 исполнителей. Но едва пробило полночь, хлопцы признались, что на самом деле эти древние песнопения длятся целых полтора часа, а они специально сократили их, поскольку уже пора было к людям идти колядовать.
Что Лина Костенко делала в Чернобыле
Семиногу посчастливилось работать с поэтессой Линой Костенко. С 1994 года они участвовали в этнографических экспедициях по Чернобыльской зоне. Там после аварии начали закапывать целые деревни – чтобы радиация не распространялась. Тогда при МЧС и был создан Центр защиты культурного наследия. Присоединилась к экспедиции и Лина Костенко, которая отвечала за поиск архивных документов. Благодаря ее чутью удалось найти и зафиксировать немало интересных находок. Как-то ученые заехали в загрязненное село Товстий Лис в опасной десятикилометровой зоне, где сфотографировали и обмерили местную казацкую церковь, уникальный памятник украинского барокко XVII века. К сожалению, вскоре после визита экспедиции она сгорела вместе с остатками деревни. Но зато в запасниках для истории остались ее фотографии и все размеры.
По словам исследователя, местные жители радостно встречают подобные экспедиции. Им приятно внимание исследователей и очень хочется поговорить «за жизнь». Правда, иногда бабушки устают от повышенного внимания. Ведь в экспедиции есть несколько разноплановых ученых – и у каждого от ста до пятисот вопросов. Интересуются в экспедициях и материальной культурой, забирают с собой древние предметы быта: корзины, бочки, орудия производства, из которых потом делают выставки. К сожалению, пока еще у Центра нет собственного музея, и все 40 тыс. экспонатов, которые удалось собрать, ждут своего помещения и пока ютятся в трех фондохранилищах: в Киеве, Иванкове и Чернобыле.
Сначала записывал, а потом и петь научился
Семиног признается, что самое сложное в работе этнографа – это не изнурительные экспедиции, а упорядочивание привезенного материала. Ведь к каждому фото, аудио- или видеозаписи нужно составить подробную документацию – где это зафиксировано, что за люди изображены, все слова тщательно переписать... А это часы и гигабайты записей и изображений.
«Благодаря тому, что все аудиозаписи приходится расшифровывать, волей-неволей я выучил наизусть почти все песни, которые фиксировала аппаратура, – признается Николай. – Так и петь научился – в пути, во время этнографических путешествий мне давали уроки известные музыковеды».
Теперь уже несколько лет он выступает на сцене вместе с фольклорной группой аутентичного пения «Володар», а еще активно участвует в недавно созданной группе «Гречаники», которая в сентябре представляла Украину в Вильнюсе на фольклорном фестивале «Покровские колокола». Здесь он и на гармошке играет, и песни поет, и молодежь фольклору учит. А еще на общественных началах, как и в детстве, продолжает изучать наследие родного села и даже делает в этом открытия. Недавно записал услышанную у бабушек древнюю колядку, которая, по словам ученых, имеет дохристианское происхождение.