С нового года в украинских колониях осужденные будут жить по дополненному уголовно- исполнительному кодексу. В сентябре парламентарии внесли изменения, по которым заключенные смогут уходить из колонии в 14-дневный отпуск и чаще встречаться с родственниками. «Взгляд» выяснил, какие еще новшества ждут арестантов.
В отпуск!
Из года в год условия содержания заключенных все больше подгоняют под европейские стандарты. Ориентируясь на Европу, парламентарии внесли изменения в уголовно-исполнительный кодекс, одним из главных новшеств стала возможность заключенных брать ежегодный отпуск.
«Но в краткосрочный отпуск до 14 дней смогут отправиться не все осужденные, а только те, кто отбывает наказание в колониях с облегченными и с общими условиями содержания, в центрах социальной реабилитации, те, кто попал в колонию за нетяжкие преступления и на небольшие сроки», – рассказал начальник отдела надзора безопасности Государственной пенитенциарной службы Иван Остренко.
Но, как отмечают в ведомстве, 14 дней на воле надо еще заслужить. Отпуск будут давать в качестве поощрения за хорошее поведение.
Зэку – по браслету
Чтобы осужденные возвращались в колонию в срок, тюремщики решили не спускать с них глаз на воле. «По закону мы можем применять к заключенным специальные технические средства охраны и надзора и планируем обеспечить каждого отпускника электронным браслетом», – рассказывает Иван Остренко.
В Государственной пенитенциарной службе Украины «Взгляду» сообщили, что браслеты, которые они собираются приобрести для слежения за заключенными, будут не израильского производства. Напомним, именно от такого устройства легко избавился бежавший из-под стражи бывший ректор налоговой академии Петр Мельник. Сейчас же выбор пенитенциарной службы пал на браслеты российского производства, разработанные для службы исполнения наказания Российской Федерации. Главное их преимущество – надежность. При попытке снять или сломать, браслет тут же подает сигнал тревоги.
Чтобы не покупать кота в мешке, в этом году на базе центра соцреабилитации при Белоцерковской исправительной колонии №35 уже провели испытания этого устройства. И оказалось, что как только человек спускается в подвал, сигнал от браслета на спутник теряется. Но эту проблему разработчики обещали устранить. Предполагается, что такие устройства будут не только отслеживать координаты отпускников, но и помогут контролировать заключенных, находящихся в реабилитационных центрах при колониях – там, где они имеют возможность свободного выхода за пределы охраняемой территории.
Свидания с несовершеннолетними
Законодатели не обошли вниманием несовершеннолетних заключенных и сняли ограничения на свидания для подростков, содержащихся под стражей. С нового года они смогут видеться с родней хоть каждый день, а раз в месяц – жить с ними в гостинице на территории колонии до трех суток. Для сравнения, сейчас малолетним преступникам позволены встречи длительностью до 4 часов и только раз в месяц, а провести с родственникам несколько дней в гостинице на территории колонии разрешено только раз в квартал.
У матери не отберут ребенка
Хорошие новости для женщин, отбывающих срок в колонии вместе с детьми. С нового года у них не будут отбирать ребенка за плохое поведение и злостное нарушение режима. Сейчас это практикуется: детей заключенных отправляют в дом ребенка или передают родственникам.
Пожизненным улучшат условия
После 20 лет, проведенных в закрытых камерах, заключенные получат небольшое послабление: их могут перевести в помещения открытого типа, чтобы они могли общаться с другими заключенными и гулять по территории.
VIP-зэки готовятся к отпуску
Экс-нардепу Виктору Лозинскому едва не улыбнулась возможность почаще покидать Бориспольскую исправительную колонию №119 – его перевели на участок соцреабилитации. Но об этом узнали СМИ, общественность возмутилась и Лозинского вернули назад. Правда, в будущем году за хорошее поведение, с учетом того, что он уже отсидел 1/3 срока, у Лозинского появится шанс снова попасть в центр реабилитации.
Из Менской колонии на Черниговщине может отправиться на побывку к родным и судья-колядник Игорь Зварыч. Из 10 лет, которые получил за взятку, он в тюрьме уже 4,5 года. Вскоре его тоже могут перевести в центр соцреабилитации.
Валентина Бадыра, эксперт Черниговского женского правозащитного центра, бывшая начальница исправительной колонии
«Эти новации далеки от целей и задач уголовно-исполнительного законодательства. Еще в 1979 году осужденным была предоставлена возможность в случае болезни или смерти родственника временно покинуть место отбывания наказания и попрощаться с родным человеком. Теперь это право будут иметь только осужденные, находящиеся на участках соцреабилитации, а это всего 10%. А запрет курить в дисциплинарных изоляторах, карцерах, помещениях камерного типа (одиночных) – завуалированная форма пыток для курящих людей и может привести к бунту.
Это все делается с одной целью – создать с 1 января дополнительную коррупционную схему, чтобы младшие инспектора за деньги носили этим заключенным сигареты».
Что депутаты решили не менять
Мобильные телефоны запрещены
Как признались в Государственной пенитенциарной службе Украины, их очень расстроило решение депутатов запретить заключенным в колониях минимального уровня безопасности пользоваться мобильной связью. В пенитенциарной службе уверяют, что вносили предложение разрешить пользоваться мобильными хотя бы тем осужденным, кому позволено выходить за пределы колонии. Это бы решило массу проблем: если такой заключенный вовремя не явился в колонию, охранники могли ему позвонить и узнать причину задержки.
Заключенные по-прежнему могут без ограничений пользоваться тюремным таксофоном, только не у всех это получается. Ведь таксофонов в колониях один-два, а желающих – от 100 до 300 человек. В очередь приходится записываться заранее.
Встречи не для всех
Остался в силе запрет свиданий с родными во время карантина, диагностики и распределения заключенных. Только с определенным кругом лиц они могут рассчитывать на длительное свидание (близкие родственники). Не получат права на свидание за пределами колоний и те, кто отбывает наказание в исправительных колониях минимального уровня безопасности.
Лечение только в стране
Предложение предоставлять заключенным в случае необходимости лечение за границей пенитенциарная служба не вносила. Тюремщики считают, что и на родине их подопечным оказывают квалифицированную и всестороннюю медицинскую помощь. И ссылаются на международный опыт – дескать, ни одна страна Европы не отправляет своих заключенных лечиться за границей.