Стихийная торговля в переходах раздражает многих киевлян. Самодельные прилавки торговцев занимают столько пространства, что пассажирам, входящим и выходящим из метро, остается лишь узенький проход. В часы пик ситуация становится просто катастрофической. Но проблема не только в удобстве прохода: в случае ЧП образуется давка, и люди просто не смогут выбраться на поверхность. «Взгляд» попытался выяснить, почему стихийная торговля неискоренима, и испытал на себе все тяготы работы продавцом в подземном переходе столицы.
Продавцы зарабатывают до 1 тыс. в день
Переход у станции метро «Дарница» – рай для стихийной торговли. Здесь все заставлено самодельными прилавками, чаще всего товар выкладывают на картонные коробки. Торгуют всем: китайской одеждой, домашними животными, ягодами, цветами, газетами. Кто-то приходит и уходит, некоторые стоят здесь уже по несколько лет. Именно в этом переходе решил попытать счастья корреспондент «Взгляда».
С пачкой журналов заходим в переход и встаем напротив входной двери в вестибюль метро. Торговля идет вяло, наверное, не хватает опыта. Но окружающие «коллеги» относятся к новичку вполне дружелюбно и даже пытаются подбодрить:
– Я тут каждое утро торгую пластырями. Мне всегда студентов так жалко, ты приходи часов в 7 утра, торговля пойдет получше, – советует один мужчина.
Но в час пик здесь страшно: толпы людей, выходящих из метро, буквально сбивают с ног. Тут нужна недюжинная стойкость, натренированная годами.
– Я тут уже пять лет, с шести утра до восьми вечера, – деловито сообщает стоящий по соседству мальчик лет десяти на вид, торгующий ягодами. Зовут его Ваня, живет в Закарпатье, а сюда приезжает торговать во время каникул.
Дневная выручка – тысяча гривен, хвастается Ваня. Его словам веришь охотно: на моих глазах стаканчики с черешней и клубникой по 10 гривен исчезают в руках покупателей один за одним.
– А сколько ты уже заработала? – интересуется Ваня.
– Пять гривен, продала один журнал, – честно отвечаю я.
– Это не заработок, хочешь настоящую работу? У меня есть знакомый, будешь торговать черешней – 500 гривен в день.
– Да ну, это нереально, – сомневаюсь я.
– Реально. Продашь на две тысячи – получишь пятьсот. Одна женщина как-то на тысячу баксов продала, заработала за день 700 гривен. Ну, все от тебя зависит, главное не тормозить. Ты хоть весами электронными умеешь пользоваться? – с легким презрением спрашивает Ваня и принимается посвящать меня во все тонкости торговли: как пользоваться весами, как «округлять» сумму, даже рассказывает по секрету, что тут у всех весы подкручены на 100 граммов.
Боятся лишь «черных»
– А милиции не боитесь? – участливо спрашиваю у пенсионерки, торгующей дамскими колготками, – С журнальчиками вот пришел и ушел в любой момент, а с прилавком что делать, если вдруг что?
– Да, не будет никаких проблем, никто никого тут особо не трогает, – смеется пожилая женщина над моей неопытностью.
Скоро я убеждаюсь в том, что бояться милиционеров и правда не стоит. В переход заходят трое молодых людей в синей форме и, не спеша осмотрев все вокруг, проходят мимо.
Позже вдруг замечаю «шухер»: все торговцы собирают товар и сворачивают картонные прилавки.
– Что случилось? – спрашиваю я.
– Да как обычно – «черные» заходили (такого цвета форма у военизированной охраны метрополитена. – «Взгляд»), попросили всех свернуться на 5 минут, – отвечает мне молодой парень Андрей, который торгует мочалками.
– А почему на 5 минут, в чем смысл? – не понимаю я.
– Начальник какой-то выходит из метро, вот ему и очищают дорогу, может, чтобы не расслаблялись.
– И так каждый день?
– Каждый день, иногда по несколько раз в день.
– А если кому-то заплатить, чтобы не трогали?
– Платишь – не платишь, все равно гоняют. Да тут все привыкли: свернулся на 5 минут – и опять за работу, – подытоживает торговец.
И правда: через 10 минут продавцы проворно раскладывают свои товары по местам и продолжают работать.
Метрополитен умывает руки, а в милиции жалуются, что патрульных маловато
Бороться со стихийной торговлей городские власти и милиция безуспешно пытаются все годы независимости страны. Но, как правило, это спецрейды раз в месяц, которые избавляют переходы от торгашей на сутки, не больше. Чаще всего патрульные или участковые милиционеры просто собирают с торговцев дань, а картонные прилавки тех, кто отказывается платить, просто сминают сапогами, а самого упрямца выгоняют на улицу.
В администрации киевского метрополитена говорят, что переходы — не их забота. За порядком там должна следить милиция, а за торговлей —КГГА.
— Территорию, которая не относится к зоне метрополитена, контролируют райотделы и ППС, а разрешение на торговлю в переходах выдает КГГА. Наши сотрудники — военизированная охрана метро — регулярно проводят профилактическую работу: проходят по местам несанкционированной торговли и просят продавцов покинуть территорию. Но меры, которые мы можем принимать в рамках наших полномочий, неэффективны. Военизированная охрана метро не может физически воздействовать на них, не может трогать товар. Она может только предупредить, попросить прекратить торговлю и вызвать милицию, — заявили «Взгляду» в пресс-службе столичного метрополитена.
В свою очередь, в милиции сокрушаются, что у них не хватает сотрудников, чтобы пресечь торговлю в переходах на корню.
— Да, переход у метро «Дарница» — это наша территория, мы проводим профилактику. Сотрудники ППС регулярно составляют админпротоколы в отношении торговцев, у которых нет разрешений. Если это продукты, цветы, то штраф составляет от 17 до 119 грн, если промышленные товары — от 102 до 255 грн. Нарушителя либо сразу направляют в суд, либо берут расписку, что он обязуется явиться туда в положенный срок. Но, конечно же, эти торговцы возвращаются снова и снова, ведь у большинства из них нет работы. Сотрудники ППС просто не в состоянии постоянно находиться на месте и контролировать появление новых торговцев. Ведь они выезжают по вызовам на грабежи, разбойные нападения.
Невозможно поставить круглосуточный наряд на торговлю, — рассказала пресс-офицер Днепровского РУВД Елена Василяка.