06:54

суббота,
27 апреля

Небо без границ: Украина интегрируется в Европу по частям

02.12.2013 / 13:33
Небо без границ: Украина интегрируется в Европу по частям
Парафировали Соглашение о совместном авиапространстве

Украина подписала договор об «открытом небе» с Европой, что обозначает начало либерализации авиационного рынка. С момента вступления документа в силу будут сняты ограничения как для украинских, так и европейских компаний на полеты в/из городов Украины и европейских стран. Этот давно ожидаемый шаг должен привести к повышению конкуренции и снижению тарифов на воздушные перелеты.

Украина и Евросоюз парафировали Соглашение о совместном авиапространстве на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе на прошлой неделе, сообщил официальный сайт ЕС. «Достигнутое сегодня в Вильнюсе соглашение позволит Украине и ЕС стать партнерами в авиации через постепенную интеграцию рынков», - прокомментировал событие вице-президент Еврокомиссии Сийм Каллас.

В первую очередь стоит отметить, что переговоры о подписании соглашения, которые начались еще в 2007 году, завершились победой украинской стороны по одному из главных моментов соглашения. Им стал пункт о переходном периоде, который продлится с момента подписания до вступления в силу снятия всех ограничений. Именно такого положения долгое время добивались украинские переговорщики. Подписанный документ предполагает, что ограничения будут сняты с 31 марта 2015 года. Отсрочки этой даты украинская сторона требовала с целью обезопасить своих перевозчиков, которые в случае либерализации рынка останутся один на один с более сильными европейскими игроками. Теперь у отечественных компаний есть полтора года, чтобы подготовиться к нежелательным для них последствиям от интеграции украинского авиапространства в Европу.

Согласно международному законодательству, существует 9 степеней свободы воздушного пространства, что обозначает степень интеграции рынков разных стран. После подписания договора украинские авиакомпании по отношению к странам Европы, также как и европейские по отношению к Украине, будут пользоваться третьей и четвертой степенью свободы. Отличие от сегодняшней ситуации, когда на рынке с Европой действуют те же свободы, будут состоять в том, что полеты в те или иные пункты назначения не потребуют обязательного согласования на уровне межправительственных соглашений. До сих пор необходимо было согласовывать как маршруты, так и количество компаний и регулярность полетов на них.

Третья и четвертая свободы позволяют выполнять полеты из своего государства в другое и обратно. В ходе переговоров обсуждалась возможность для Украины пятой свободы, то есть украинские компании могли бы выполнять рейсы из аэропортов Европы - например, по маршруту Киев-Барселона-Рим-Киев. По предварительным данным, эта договоренность не была достигнута и не вошла в финальную версию соглашения. Основная причина – в том, что паритетного права не смогли бы получить для себя европейские перевозчики, ведь воздушные перевозки между Украиной и третьими странами по-прежнему регулируются межправительственными соглашениями.

Правда, вполне возможно, что получение пятой свободы для украинских компаний неба станет следующим этапом либерализации авиационного пространства с ЕС. Для этого, отмечают представители Евросоюза, Украина должна будет привести свое законодательство в сфере авиации в соответствие с европейским. По данным Госавиаслужбы, по состоянию на этот год в Украине принято только 34 нормы европейского права в сфере авиации, авиатехники и регуляции авиационного пространства из 137 необходимых. Так что авиационным властям еще предстоит кропотливая работа по приведению в соответствие необходимых норм. Тем временем само соглашение будет проходить процесс ратификации во всех странах ЕС.

Украинские компании долгие годы задействовали все свои лоббистские ресурсы для того, чтобы отсрочить подписание договора об «открытом небе» с Европой. Причина понятна – баланс сил между отечественными и европейскими перевозчиками слишком неравный. Один только показатель размеров флота говорит о существенном преимуществе для последних от либерализации рынка. Ведь при отсутствии ограничений значительно большую его долю сможет получить тот, у кого в парке несколько сотен самолетов, причем новых (как, например, у европейских Lufthansa, Air-France-KLM, лоу-костов Ryanair и EasyJet), а не несколько десятков, как у крупнейшей украинской авиакомпании «МАУ» («Международные авиалинии Украины»).

Представители украинских компаний неоднократно предупреждали, что открытие неба может привести едва ли не к полному банкротству отечественной авиационной отрасли. «Часть игроков уйдет с рынка, а те, кто останутся, взвинтят цены. Как результат - полупустые аэропорты, остатки маршрутов, и что с этим делать, никто не будет понимать», - прогнозировал ранее ситуацию глава «МАУ» Юрий Мирошников. Он и его коллеги по рынку ратовали за то, чтобы либерализация происходила постепенно, по мере роста локальных игроков. «Разговоры об открытом небе с ЕС ведутся с середины 90-х годов, и если бы этот договор был реализован тогда, рынка собственных перевозчиков в Украине уже не существовало бы. «МАУ» как авиакомпания, да и все украинские перевозчики наверняка были бы подавлены более мощными иностранными конкурентами. Украина лишилась бы своей отрасли еще в 1995 году. Я помню времена, когда нормой для украинского рынка было 2-4 рейса в неделю на одном маршруте с каждой стороны. Прошло 20 лет, и нормой стало 2 и более рейсов в день на маршруте с каждой стороны. Это, конечно, прогресс. Это - расширение свобод, но оно пропорционально росту рынка», - объясняет позицию бизнеса Юрий Мирошников.

Правда, сейчас, когда соглашение подписано, он признает, что это приведет к повышению конкуренции и падению цен на перевозки. Опасения украинских авиакомпаний разделяют авиационные власти, одновременно подчеркивая, что сделали для них все возможное, договорившись с Европой о переходном периоде. «В ЕС работают мощнейшие авиакомпании — Lufthansa, British Airways, а также быстроразвивающаяся Turkish Airlines. Наши перевозчики не имели возможности настолько вырасти, и им необходимо время, чтобы адаптироваться к новым условиям», - говорит замминистра инфраструктуры Константин Ефименко. «Для наших компаний есть определенные риски. У украинских пассажиров сейчас недостаточно денег для активных авиапутешествий, кроме того, остается вопрос ограничений из-за визового режима со странами ЕС. Также есть риск, что европейские компании будут попросту вывозить отсюда пассажиров в свои хабы в ЕС»,— добавляет первый заместитель главы Госавиаслужбы Александр Гречко. 

Среди позитивного влияния соглашения, помимо снижения цен на авиабилеты, называют также перспективы развития аэропортов страны за счет появления большого количества новых платежеспособных компаний и в целом реализацию транзитного потенциала страны. «Либерализация воздушного пространства с Европой откроет новые горизонты перед авиаперевозчиками и предоставит больше возможностей, по сравнению с сегодняшней ситуацией, когда рынок ограничен усиленным регулированием, которое достигает даже исключительно коммерческих сфер авиационного бизнеса, чем мало способствует развитию рынка», - считает коммерческий директор "Визз Эйр Украина" Наталья Артемова.

По ее мнению, подписание соглашения поначалу может создать ситуацию, когда на рынке предложение будет превышать спрос, и ужесточится конкуренция среди авиаперевозчиков. «Конечно же, пассажиры от этого только выиграют. Но такая ситуация будет откорректирована и стабилизирована, так как некоторые перевозчики отменят изначально предложенные емкости», - говорит Артемова. При этом она признает, что потенциал рынка пока ограничивает визовый режим со странами ЕС.

Насколько именно могут упасть цены после подписания соглашения, сколько новых компаний и маршрутов появится – эксперты прогнозировать пока не готовы: тут все зависит от текущей рыночной ситуации. И судить о ней нужно не сейчас, а ближе ко времени вступления документа в силу. По мнению отраслевых аналитиков, перевозчики будут достаточно осторожно и взвешено подходить к запуску новых маршрутов, поскольку сейчас отрасль пребывает не в самом процветающем состоянии из-за высоких цен на топливо, жесткой конкуренции и сокращения спроса. Скорее всего, компании будут приходить или добавлять частоты на наиболее востребованных и хорошо заполняемых маршрутах, например, в Лондон, Франкфурт, Амстердам, Париж. Именно на этих направлениях вместе с либерализацией неба стоит ожидать послаблений и в тарифной политике.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
26 апреля
25 апреля