22 ноября 1919 года, во время демонстрационных полетов военной авиации, прямо в центре Львова разбился самолет под управлением американского пилота Эдварда Грейвса. Это была первая авиакатастрофа на территории современной Украины.
В тот день поляки праздновали первую годовщину со дня установления полного контроля над Львовом во время украино-польской войны 1918-1919 годов. Дабы все было на высшем уровне, организаторы торжеств попросили американских летчиков, служивших в польской военной авиации, принять участие в показательных выступлениях и удивить горожан своим мастерством.
Ради такого случая на торжества во Львов прибыл даже Юзеф Пилсудский – государственный и политический деятель, первый глава возрожденного польского государства, основатель и маршал польской армии. Однако праздник, мягко говоря, не задался.
Эдварда Грейвса погубило слишком крутое пике
Заморские асы во Львове
Первые американские и британские пилоты появились на службе в польской армии в сентябре 1919 года. Группу из восьми асов возглавил американский военный летчик Мэриан Купер.
Профессионал своего дела, он отказывался занимать какие-то спокойные должности и постоянно искал приключений. В 1915 году он отказался преподавать в Американской военно-морской академии и отправился воевать в Мексику, где в то время шла гражданская война. Но поскольку человеком он был прямым, то отношения с начальством не сложились, и в 1917 году Купер отправился воевать в Европу.
Там он попал в плен и находился в лагере в Бреслау (ныне Вроцлав). После окончания войны пилот решил остаться в Польше – прикрывал с воздуха продуктовые поставки во Львов, который в то время атаковала Украинская галицкая армия. Так Купер впервые попал в столицу Галичины.
В мае 1919 года Купер предложил полякам создать военное подразделение из бывших пилотов Антанты и бросить его на борьбу с большевиками. Деятельный ас даже написал письмо Пилсудскому, в котором просил зачислить его в Польскую армию. Причем мотивировал свою просьбу тем, что его дед в 1779 году оказывал первую медицинскую помощь польскому генералу Казимиру Пулавскому, воевавшему за независимость США. Таким образом бравый американец стремился отдать долг Польше.
Поскольку ответа долго не было, Купер успел заявить о желании перевестись в базировавшиеся в Архангельске американские войска, настолько велико было его желание воевать против Советской России. Однако именно в это время Купер получил ответ от Пилсудского, и его зачислили в военно-воздушные силы Польши. 16 августа 1919 года Купер получил разрешение на формирование военного авиационного подразделения из 11 офицеров-пилотов.
15 октября подразделение переправили из Варшавы во Львов, где пилоты на аэродроме «Левандовка» занялись переоборудованием самолетов – австрийских Oeffag D.III и французских SPAD VII.
Американцев поселили во львовском отеле «Бристоль», и они с головой окунулись в светскую жизнь. Доходило даже до серьезных конфликтов между самими пилотами за сердца львовянок.
Через некоторое время к асам присоединились инструктор канадской школы высшего пилотажа из Торонто Эдвард Грейвс, которому было суждено «прославить» эскадрилью, и пилот Эллиот Чесс из Техаса. Кстати, именно техасец стал автором эмблемы эскадрильи – во время очередного застолья в ресторане «Жорж» он нарисовал ее прямо на салфетке, так как ничего более подходящего под рукой не оказалось.
Не вышел из пике
К сожалению, свои первые боевые потери эскадрилья понесла во Львове еще до отправки на фронт. Это произошло во время парада, посвященного годовщине восстановления Польшей контроля над Львовом. Основную часть показательных полетов во время авиашоу поручили именно Грейвсу – он был лучшим спецом эскадрильи.
Сначала все шло хорошо: Грейвс выполнял фигуры высшего пилотажа над улицей Академической (теперь проспект Шевченко), и восторгу зрителей не было предела. Желая усилить эффект от выступления, Эдвард бросил самолет в крутое пике – с тем чтобы эффектно выйти из него в нескольких метрах от земли.
Однако из-за перегрузок у самолета отлетела часть крыла, и машина частично потеряла управление. Не желая ставить под угрозу человеческие жизни, пилот попытался увести поврежденный самолет на горы Вроновских, в безлюдную поросшую лесом местность. Увы, не дотянул: летательный аппарат потерял высоту и через несколько сотен метров врезался в левое крыло дворца Потоцких на улице Коперника в самом центре города.
От взрыва двигателя и бензобаков самолета загорелись верхние этажи здания и крыша. Серьезно пострадали интерьер, библиотека и коллекции произведений искусства. Что-то обгорело, а что-то залили водой пожарные: убытков насчитали на миллион злотых – сумма для того времени фантастическая. Тело Грейвса нашли в саду возле дворца – перед взрывом он успел выпрыгнул из самолета, но не выжил.
От удара самолета загорелось левое крыло дворца Потоцких
Злая ирония судьбы
Гроб с телом пилота для церемонии прощания был установлен в евангелистской церкви Святой Урсулы на улице Зеленой. Над траурной процессией из нескольких тысяч львовян, провожавших Грейвса в последний путь на Лычаковское кладбище, пролетели самолеты 7-й разведывательной эскадрильи им. Костюшко, в которой служил погибший. Однако из соображений безопасности пилотам запретили снижаться более чем на 500 м.
Интересный факт: за день до гибели Грейвс был во дворце Потоцких на организованном американским Красным Крестом обеде для пилотов. Вечером того же дня он написал родственникам: «Только что вернулся с обеда американского Красного Креста. Было прекрасно. Они обитают во львовском дворце Потоцких, и это единственный отапливаемый дом, в котором я побывал со времени моего прибытия в Польшу...»
Американцам здесь не место
Эдвард Грейвс был не последним американским пилотом, погибшим во Львове. 31 августа 1920 года новенький самолет капитана Джорджа МакКалума упал на территории железнодорожной станции в Клепарове. Машина снесла трамвайную будку и ранила дежурившего в ней солдата.
Сам МакКалум сразу после приземления еще был жив, но не смог выбраться из горящего самолета и погиб. Причины катастрофы выяснить не удалось. Его также похоронили на Лычаковском кладбище недалеко от Грейвса.
Через некоторое время американцев перезахоронили на польском военном кладбище «Орлят» и установили памятник. Его торжественное открытие состоялось 25 мая 1926 года. В годы советской власти памятник был разрушен, а в 1990-е годы прошлого века восстановлен. На надгробной плите сделали надпись: «Американским пилотам, погибшим при обороне Польши в 1919-1920 годах».
Так выглядит сейчас восстановленный мемориал на Лычаковском кладбище
Редакция выражает благодарность за помощь в создании материала Ярославу Янчаку, Андрею Козицкому, Руслану Барану и Александру Алябьеву