Во время авиашоу на аэродроме «Скнилов» 11 лет назад произошла самая масштабная и жуткая авиакатастрофа в истории Украины. В результате падения истребителя Су-27 погибли 77 человек (из них 28 детей).
«Взгляд» встретился с очевидцем тех событий, председателем Галицкого авиационного историко-технического общества, автором книг и сотен статей по технике и авиации Ярославом Янчаком, который вследствие катастрофы потерял слух.
Как в фильме ужасов
– Наше Авиационное историко-техническое общество регулярно организовывало выставки на всех событиях, связанных с авиацией, – вспоминает Ярослав Янчак. – Были мы и в «Скнилове». Привезли с собой выставку моделей, документов и фото. Со мной тогда было около 20 ребят от 11 до 18 лет.
После того как юные авиаторы расставили выставку, дети разбежались по аэродрому – им было интересно посмотреть на самолеты вблизи, посидеть в них. Потом Ярослав Янчак собрал их всех и сказал, что договорился об индивидуальной экскурсии по завершении полетов. Поэтому ребята все сидели около своей выставки. То, что они держались вместе, их и спасло – никто из юных авиаторов не пострадал в результате катастрофы.
Очевидец рассказывает, что после падения самолета он увидел, как из бака самолета, который при падении протаранил Су-27, хлестало горючее. Ярослав Янчак собрал ребят и попросил уезжать домой, так как существовала реальная угроза взрыва. Однако дети отказались оставлять наставника одного и помогли собрать выставку.
– Когда самолет падал, я был рядом с эпицентром. Вокруг меня лежали порванные на части человеческие тела – меня спасло чудо, – вспоминает Янчак. – Окружающая картина выглядела как-то нереально. Как будто фильм смотришь. Не верилось, что это все на самом деле.
Когда наш собеседник вернулся домой, ему звонили друзья и знакомые из Украины, России и других стран. Он всех успокоил, а на следующий день проснулся глухим. Врачи констатировали потерю слуха вследствие стресса. Лечению не поддается.
Перестал общаться с Топонарем
Виновным в падении Су-27 Ярослав Янчак считает пилота Владимира Топонаря. Говорит, что имел доступ к материалам суда, да и как эксперт в отрасли авиации может с уверенностью сказать, что пилот нарушил параметры полета и летное задание. В частности, начал выполнять фигуры на высоте не 780 м, а всего лишь 620 м. К тому же выполнял не предусмотренную заданием фигуру, а именно – косую петлю влево (та же петля Нестерова, но в горизонтальной плоскости).
– В России за несколько лет до скниловской трагедии запретили выполнять данную фигуру. Потому что у Су-27 есть такая особенность: если ее выполнять влево, то самолет придавливает к земле, – рассказывает Янчак. – А если вправо, то наоборот – поднимает вверх. Я допускаю, что Топонарь, зная, что на аэродроме находится руководство ВВС, просто решил порисоваться.
Авиаэксперт считает, что на 99,9% виноват в катастрофе пилот: «Все правила авиации написаны кровью, а он их проигнорировал». Если бы тот выполнял фигуры на необходимой высоте, возможно, самолет не упал бы на людей, была бы возможность выровнять его.
Катапульта спасла не только пилотов
Сейчас из четверых осужденных – пилотов Владимира Топонаря и Юрия Егорова, руководителя полетами с земли Юрия Яцюка и генерал-майора Анатолия Третьякова – наказание отбывает лишь Топонарь. Да и то на поселениях. Остальные уже освобождены. Ярослав Янчак считает осуждение всех, кроме пилота, большим минусом, так как авиация потеряла пилотов, в подготовку которых были вложены миллионы гривен.
– Я недавно общался с Егоровым, – говорит Янчак. – Он остался в авиации, летает на «кукурузниках». В разговоре с ним мы пришли к выводу, что если бы они с Топонарем не катапультировались, жертв могло быть значительно больше. Потому что в таком случае Су-27 бросило бы на самолет Ил-76, который стоял полностью заправленный. А это все равно, что горящий факел бросить в цистерну с бензином. Катапультировавшись, они изменили траекторию, и «сушка» лишь черкнула Ил.
Честь мундира
Ярослав Янчак вспоминает, что трое из обвиняемых на суде вели себя достойно. Егоров даже сказал: «Пусть лучше проклинают меня, а не моих детей». А вот Топонарь постоянно суетился – рассказывал, что он невиновен, что самолет был неисправен, что ему помешало НЛО. Эксперт говорит, что если бы самолет был действительно неисправен, то пилот мог отказаться от выполнения полета.
– Из-за Топонаря я потерял слух. У меня претензии и к нему, и к военному руководству, – говорит Янчак. – Это уже был не СССР, и авиация была в плачевном состоянии. Не уверен, что был смысл вообще проводить такое авиашоу. Так совпало, что оно проходило как раз в годовщину освобождения Львова от немецко-фашистских захватчиков. Потом наши местные националисты, которые считают эту дату днем начала советской оккупации Львова, говорили, что катастрофа – наказание за празднование. Все это – бред.
Тяжелее всего очевидец трагедии вспоминает именно суд. Видел маму с ребенком, которому оторвало руку. Женщину много раз гоняли за всякими справками, как будто не видно, что ребенок стал инвалидом. Но больше всего его поразил цинизм некоторых людей. Очень дальние родственники погибших, которых даже не было на авиашоу, заявляли миллионные иски и требовали моральную компенсацию.
Вину не признали
Катастрофа Су-27 произошла 27 июля 2002 года в ходе авиашоу на аэродроме Скнилов. Самолет упал в толпу зрителей. 77 человек погибли (из них 28 детей), пострадавшими признаны 543 человека.
Согласно приговору, Владимир Топонарь, управлявший самолетом Су-27, приговорен к 14 годам тюрьмы и штрафу 7,2 млн грн. Юрий Егоров, второй пилот, приговорен к 8 годам и штрафу 2,458 млн грн. Анатолий Третьяков, заместитель командующего 14-м авиакорпусом, приговорен к 6 годам и выплате 700 тыс. грн. Юрий Яцюк, заместитель руководителя полетами, приговорен к 6 годам и выплате 700 тыс. грн. Никто из обвиняемых своей вины не признал.