В прошлую среду Кабинет министров одобрил общегосударственную программу развития конкуренции в Украине на ближайшее десятилетие с 2014 по 2024 гг.
По замыслу правительства она должна привести к снижению уровня монополизации товарных рынков, а также уменьшению негативного влияния «неэффективного госрегулирования». Кроме того, внедрение положений программы будет способствовать развитию эффективной конкурентной среды, которая является одной из важнейших составляющих улучшения бизнес - климата.
Основной целью программы является развитие конкуренции на товарных рынках как средство повышения их эффективности функционирования и совершенствование механизма их госрегулирования. Задачи для достижения этой цели определены с учетом наличия трех групп рынков с различным состоянием и предпосылками развития конкуренции.
Главной задачей является обеспечение защиты и усовершенствование уже имеющихся конкурентных отношений. Для рынков, на которых не наблюдаются признаки эффективной конкуренции, хотя существуют ее предпосылки, задачей программы является обеспечение создания и развития на них эффективной конкурентной среды.
При этом в отношении рынков, на которых в ближайшее время невозможно развитие эффективной конкуренции, программа предусматривает меры по повышению качества их госрегулирования.
Программа также предусматривает создание системы мониторинга, включающей в себя разработку индикаторов, характеризующих состояние конкурентной среды в разрезе отраслей и регионов, их анализ и обобщение, доказательство полученных выводов к руководству государства, общественности через систему периодических докладов.
Как отметил премьер-министр Николай Азаров, эффективная конкурентная среда является одной из важнейших составляющих улучшения бизнес - климата, генератором долгосрочного экономического роста.
Среди задач программы правительства предусматривается выполнение обеспечения согласования с конкурентной политикой реализации промышленной, инвестиционной, инновационной, аграрной, внешнеэкономической, ценовой политики, политики защиты прав потребителей.
Немаловажным является усиление ответственности за нарушение, наносящих наибольший ущерб обществу, а также усовершенствование госрегулирования в сфере ценообразования, в частности, в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в АПК, в ЖКХ, в сфере здравоохранения. Важной задачей является минимизация госпомощи субъектам хозяйствования на безвозвратной основе, сокращение налоговых льгот, а также внедрение механизмов обязательной экспертизы проектов регуляторных актов относительно их влияния на конкуренцию.
Задачи которые предстоит решить в ходе внедрения программы так или иначе сегодня напоминают о себе неприятными факторами, как для бизнеса так и для потребителя, и соответственно и для государства также. А вопрос здоровой конкуренции стоит на многих рынках.
Так, в первом полугодии 2013 органами АМКУ прекращено 3524 нарушение, на 43% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них: 1485 случаев злоупотребления монопольным (доминирующим) положением, 434 - антиконкурентных согласованных действий субъектов хозяйствования, 728 - антиконкурентных действий органов власти, 584 - дел по недобросовестной конкуренции. Нарушителями законодательства о защите экономической конкуренции были оплачено в течение в госбюджет около 21,4 млн грн штрафов и пени, что на 20% больше, чем за аналогичный период 2012 года.
И хотя в целом сумма штрафов звучит внушительно, то в частности же компаниям зачастую выгоднее идти на нарушения, «откупившись» смехотворной суммой штрафа в сравнении с прибылью которую компания получит от той или иной ситуации.
Например, во время паники «птичьего гриппа» торговые сети поднимали цены на продукты, которые на тот момент был важным аргументом против вируса. Тогда, лук, чеснок и лимоны подорожали более чем на 100%. Воспользовавшись паникой, оптовики повысили цены в полтора-три раза, а некоторые торговые сети — в 1,6-2,3 раза, торговые надбавки отдельных предприятий выросли в 2-2,7 раза и в некоторых случаях составили 260-300%. В некоторых регионах цена 1 кг лимонов превысила 40 грн., а чеснока — 50 грн.
Прибыли, которые получали поставщики лимонов за несколько недель ажиотажного спроса на цитрусовые, составляют около $2 тыс. на каждой тонне, а рентабельность такого бизнеса была близка к 300%. Отечественные предприниматели, зависящие от цены крупнооптовых партий тогда оказались заложниками ценового диктата операторов. В результате, АМКУ предъявило обвинения девяти компаниям, из них семь — поставщики продуктов питания, две — торговые сети. Последним были предъявлены штрафы - «Терра-Трейд» и «Икс 5 Ритейл Групп Украина» были оштрафованы на 5 тыс. грн. и 3 тыс. грн. соответственно. Что вряд ли может действительно называться «штрафом» в сравнении с полученными прибылями.
Устранение или снижение барьеров вступления на рынки, в частности, в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в связи, в промышленности и в строительстве, в АПК, в ЖКХ, в финансовой сфере также стоит среди пунктов программы развития конкуренции. И это как нельзя кстати для винодельческой отрасли. Которая как и все алкогольные отрасли все больше уходит под влияние холдингов – монополистов. Вывести на рынок новый алкогольный продукт не так просто, рекламировать его запрещено, а вложения в маркетинг и продвижения исчисляются миллионами. Но и на это пошли бы винодельни. Если бы не одно «но» - высокая стоимость лицензии на оптовую торговлю алкогольными напитками в 500 тыс. грн. закрывает легальный выход на рынок мелких товаропроизводителей. «А уникальные вина, характеризующие тот или иной регион во всем мире, – это в большинстве своем вина, которые производят именно мелкие предприятия»,- сетует аналитик компании Research & Branding Group Елена Карина.
В Украине повторяя мировые тенденции активно развивается сегмент так называемых немассовых бутиковых вин. На сегодня эта ниша невелика — не более 1% рынка. И именно высокая стоимость лицензии тормозит развитие подобного производства. «Это означает, что наценка на одну бутылку составляет не менее 5 грн., тогда как у массовых производителей 0,1-0,5 грн.», — отмечает глава наблюдательного совета ПАО «Князя Трубецкого» Алексей Дьяков.
В Украине есть мелкие производители, которые делают 10 тыс. бутылок в год. Они не в состоянии заплатить такие деньги за лицензию. Можно было бы привязать стоимость лицензии к количеству выпускаемых бутылок. Это подтолкнуло бы развитие отечественного авторского виноделия. Как отмечают участники рынка, перспективы у сегмента «немассовых» вин есть, однако они скорее долгосрочные. «Пока не будет дифференцированного подхода, поддержки производителей качественных вин на государственном уровне, о существенном росте сегмента говорить не приходится»,— акцентирует Алексей Дьяков.
В прошлом году Минагропрод инициировало установление платы за лицензию на торговлю вином собственного производства в размере 15 коп./л вместо действующих 500 тыс. грн. в год. Соответствующие изменения предлагалось внести в закон «О госрегулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий». Таким образом, предполагается, что с начала года производитель будет декларировать количество вина, которое планирует реализовать, и платить за лицензию 15 коп. за литр. Если количество реализуемой продукции будет превышать задекларированный объем, то производитель будет осуществлять доплату из расчета 25 коп./л. А чуть позже появилась инициатива о поддержке более мелкого производителя. Минагро решило распространить компенсации за высадку садов и виноградников на фермеров, содержащих более 20 соток насаждений. Как говорится в сообщении министерства, сейчас компенсацию получают в основном крупные товарные хозяйства.
Еще одна попытка была в июле 2013 г. Тогда в Верховной Раде Украины был зарегистрирован Законопроект № 2248a, который должен урегулировать микро- (производители, которые могут произвести непромышленным способом не более 1 тыс. дал вина в год исключительно из собственного винограда) и мини- (производители винограда из собственных вин, объемы производства которых будут составлять 1–50 тыс. дал в год) виноделие в Украине. В законопроекте предлагается установить плату за лицензию для предприятий микровиноделия на уровне 1 тыс. грн., для предприятий минивиноделия - на уровне 5 тыс. грн., для предприятий, производящих сидр и перри (без добавления спирта) – 5 тыс. грн. Однако, пока, воз и ныне там.
Однако увлекшись развитием малых и средних предприятий можно негативно повлиять на работу крупных компаний, зачастую бюджетообразующих в своем регионе и выводящих украинский бизнес на мировую арену.
Два «куриных монстра» «Мироновский хлебопродукт» и «Агромарс» (ТМ «Гавриловские курчата») проделали колоссальную работу и получили разрешения на экспорт своей продукции на рынок ЕС. Причем доля первого на рынке промышленной курятины составляет порядка 50%. И именно эта компания стала локомотивом для более мелких предприятий и открыла им в будущем окно в Европу. Такие прорывы в одиночку им точно не под силу. И именно комплексная программа поможет избежать перекосов и сохранить грань между укрупнением и монополизацией.
В Программе для государства выгодами могут стать усиление эффективности использования производственных мощностей и ресурсов, содействие развитию научно-технического прогрессу и повышение эффективного распределения общественных ресурсов. Издержками же могут стать лишь дополнительные расходы на оплату работников ряда госорганов. Для бизнеса среди положительных результатов - большая правовая защищенность, уменьшение убытков вследствие уменьшения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции. Минусом же может быть повышение конкуренции.
Что касается потребителя, то тут нет никаких негативных а только позитивные итоги внедрения программы - усиление защищенности прав потребителей, повышение качества товаров и услуг и уменьшение цены товаров и услуг за счет развития конкуренции.
Изменение структуры рынка (% на начало года)
Данные – АМКУ
Количество заявлений о предоставлении разрешения на концентрацию субъектов хозяйствования, рассмотренных АМКУ