Об этом «Капиталу» сообщили сразу три источника на страховом рынке.
«Компания стоит на пороге больших изменений», — такое интригующее сообщение получили партнеры «Allianz Украина» в конце прошлой недели, — но каких именно, мы сможем озвучить не ранее следующего четверга». Участники страхового рынка также заговорили о смене топ-менеджмента компании. Но в «Allianz Украина» опровергли эти слухи. «У нас не было смены топ-менеджмента, Гарри Андреасян был и остается генеральным директором», — сообщила пресс-служба «Allianz Украина».
Смена фокуса
Информацию о сворачивании розничного бизнеса в Украине немецкая Allianz SE подтвердила. «Allianz Украина» сосредоточится на корпоративном бизнесе. Что касается розницы, то это направление в данный момент пересматривается» — ответили в пресс-службе немецкого страховщика.
«Allianz Украина» продолжит выполнять свои обязательства перед частными клиентами и даже заключать договоры. «Но в связи с решением сфокусироваться на страховании крупных корпоративных клиентов планируем пересмотреть все линии бизнеса и проанализировать внутренние процессы», — говорит Гарри Андреасян. Благо, в этом направлении украинская компания преуспела: «Allianz Украина» входит в топ-10 корпоративных страховщиков Украины. Всего страховых премий компания в прошлом году получила 112 млн грн, заняв 27 место в рейтинге крупнейших украинских страховщиков.
Прибыль или рост
Сравнительно невысокое место в этом рейтинге не раз удивляло экспертов, ведь материнская структура компании «Allianz Украина» считается одним из крупнейших страховщиков Европы, вторым после французкой АХА. Но в Украине немцы всегда предпочитали вести корпоративный бизнес — даже до кризиса 2009 г., когда большинство иностранных групп активно наращивали обороты украинских «дочек» за счет розницы.
Последовать их примеру «Allianz Украина» решила осенью прошлого года, после падения поступлений от юридических лиц на 10,1 %. В 2013 году компания начала открывать региональные дирекции, куда приглашала работать целые команды специалистов по рознице. В частности, много людей перешло в «Allianz Украина» из проблемной компании «Наста».
Эксперты рынка считают, что в ближайшее время многие из них могут остаться без работы.
Россия подвела
Если в I полугодии 2013 года доля розницы в портфеле «Allianz Украина» составляла 16 %, то в первом полугодии 2014‑го — 18 %. При этом убыток страховщика за 6 месяцев этого года достиг почти 11 млн грн, хотя раньше компания работала прибыльно.
Причиной убыточной деятельности в 2014‑м стала не розница, а резкий скачок стоимости валюты, что привело к переоценке обязательств компании по перестраховочным премиям, утверждают в «Allianz Украина».
Но немцы сворачивают бизнес не из‑за убытков «Allianz Украина», а из‑за ситуации в России. Allianz SE владеет украинской «дочкой» не прямо, а через российскую компанию «Альянс», которая также принадлежит немецкой группе.
В последние годы страховой бизнес в России приносит материнской компании все больше убытков (например, в 2013 г. убыток «Альянса» составил € 38 млн). В 2014‑м Allianz SE решила свернуть бизнес в России в «связи с тяжелой ситуацией на российском страховом рынке, вызванной ценовой конкуренцией последних двух лет», как говорится официальном сообщении российского страховщика. «Allianz Украина», по мнению ряда экспертов, стала заложником этой ситуации. «Украинский страховщик для Allianz SE — настолько маленький бизнес, что немецкий гигант просто не будет отвлекать управленческие ресурсы на управление им в случае, если будет продан российский «Альянс»», — считает финансовый аналитик, попросивший его не называть.
Некоторые страховщики видят в поведении немцев тенденцию. «Allianz SE, как одна из крупнейших западных финансовых структур, демонстрирует поведение стратегических инвесторов на украинском страховом рынке», — считает президент Украинской федерации страхования (УФУ) Андрей Перетяжко. По его словам, примеру немцев могут последовать иностранные собственники других украинских страховщиков. «И последуют, — уверен председатель набсовета компании «Саламандра Украина» Юрий Явтушенко, — Работать в сегменте, где так и не созданы прозрачные условия ведения бизнеса, иностранцы уже не хотят».