Как пишет издание «Капитал», государство пытается заставить крупнейшего авиаперевозчика вернуть деньги, которые он задолжал аэропорту «Борисполь» за наземное обслуживание
Три в одном
Сейчас в украинских судах рассматривается несколько исков на общую сумму около 210 млн грн. В первом иске прокуратура Киевской области требует взыскать с авиакомпании 157,2 млн грн. Рассмотрение этого дела началось еще в мае, но сумма претензий изначально была меньше — 24,1 млн грн. Постепенно прокуратура поднимала свои требования, и уже в августе сумма иска увеличилась в 6,5 раза. Как рассказала пресс-секретарь прокуратуры Киевской области Анна Кищак, следующее судебное заседание по этому иску состоится 27 октября. Она затруднилась ответить, будет ли дальше прокуратура повышать свои требования. Параллельно тянется другое судебное разбирательство с МАУ.
Еще в июне прошлого года прокуратура Киевской области подала иск на сумму 14,6 млн грн. Хозяйственный суд Киева постановил взыскать по этому делу 4,5 млн грн, а позже уже Киевский апелляционный хозяйственный суд повысил требования до 14 млн грн. Дело перешло в Высший хозяйственный суд, но противником авиаперевозчика в суде уже выступает не областная, а Генеральная прокуратура.
Кроме того, «Борисполь» решил попробовать отстоять свои права в суде самостоятельно, потребовав от МАУ 37,6 млн грн. Пресс-секретарь аэропорта Оксана Ожигова рассказала изданию, что заседание суда, которое должно было состояться по этому иску 6 октября, перенесено. «О точной дате следующего заседания будет сообщено дополнительно», — отметила она.
Корпоративный пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая в ответ на просьбу прокомментировать эти три иска сообщила, что позиция авиакомпании сохраняется неизменной: то, что МАУ отстаивает свои права в суде, означает, что компания не согласна с позицией противоположной стороны в судебном споре. «И мы не комментируем ход незавершенных судебных споров», — подчеркнула она.
В поисках выхода
Приоритетным разрешением любого спора является достижение компромисса путем переговоров. Если они ни к чему не приводят, то нет никакого другого пути, как проводить претензионно-исковую работу и инициировать решение вопроса о погашении задолженности в судебном порядке, говорит исполнительный директор аэропорта «Львов» Вячеслав Чеглатонев. «В противном случае действия руководства «Борисполя» могут расцениваться контролирующими и правоохранительными органами как бездействие при защите интересов госпредприятия, которым является «Борисполь», — объясняет он.
200 млн грн — не критичная сумма для МАУ, но вытащить ее из оборота в сжатые сроки будет невозможно, считает директор туристической компании «Стиль Авиа» Евгений Хайнацкий. «Если не ставить [авиакомпанию] во временные рамки, для нее все разрешится безболезненно», — прогнозирует эксперт.
$ 100
млн
просит МАУ у правительства в кредит сроком на десять лет
МАУ — базовый перевозчик, обеспечивающий аэропорту «Борисполь» более половины объемов пассажирских перевозок. Но, с другой стороны, существующая задолженность — это деньги немалые, тем более в условиях падения пассажиропотока и неблагоприятной экономической ситуации в стране, говорит Чеглатонев. По данным Государственной авиационной службы, в январе-сентябре по сравнению с тем же периодом прошлого года пассажиропоток через украинские аэропорты, без учета Симферополя и Бельбека, упал на 20,7 % — до 8,39 млн человек.Эксперт авиарынка Сергей Хижняк считает, что аэропорту и авиакомпании необходимо провести ревизию договоров и устранить разночтения, а затем выработать совместную стратегию развития.
Несерьезные серьезные проблемы
«Мы видим повторение методов реструктуризации «АероСвіта», но их применение говорит не о скором банкротстве, а о стремлении компании уменьшить расходы», — полагает Хайнацкий. Он уверен, что речь идет о вынужденных мерах, которые МАУ приходится предпринимать во время кризиса.
Напомним, некогда крупнейший украинский авиаперевозчик «АероСвіт» ушел с рынка в январе 2013 г. До этого многие контрагенты, в частности, московский аэропорт «Шереметьево», жаловались, что компания задолжала $ 4,95 млн, а сумма претензий «Борисполя» достигала более 42 млн грн. Согласно определению Хозяйственного суда Киевской области, задолженность «АероСвіта» по состоянию на 27 декабря 2012 г. превысила 4,27 млрд грн при суммарной балансовой стоимости активов в 1,47 млрд грн.
Серьезные признаки нестабильного финансового состояния МАУ налицо, уверен член наблюдательного совета Украинской логистической ассоциации Артур Винюков-Прощенко. Например, по его словам, об этом свидетельствует просьба перевозчика о помощи от государства. Как ранее сообщалось, МАУ попросила у правительства $ 100 млн в кредит на десять лет. Для сохранения компании ее руководству необходимо идти на радикальную реструктуризацию, в частности, кардинально сокращать сеть маршрутов, парк самолетов и т. д. «Ранее анонсированного уменьшения до 34‑35 самолетов недостаточно», — заключает эксперт. В начале года флот МАУ насчитывал около 40 бортов.