Страны Балтийского региона с каждым годом привлекают все больше украинских туристов. Причин тому несколько. Во-первых, в Вильнюс и Ригу с недавних пор летают лоукосты, и если покупать авиабилеты заранее, они обойдутся не дороже поездки во Львов и обратно в первом классе экспресса (около 800 грн туда-обратно). Во-вторых, отсутствует языковой барьер – большинство жителей Литвы, Латвии и Эстонии говорят по-русски. В-третьих – ностальгия. Страны Балтии – пожалуй, единственное место, где причудливо смешались кусочки советского прошлого, неопределенного настоящего и европейского будущего. Именно за этой причудливой эклектикой «Взгляд» и отправился в десятидневное путешествие по странам Балтии.
Литва: уютно,
красиво и недорого
Наше путешествие началось с Вильнюса – пожалуй, самой милой, уютной и домашней балтийской столицы. Ищущим скандинавского колорита и атмосферы Западной Европы здесь вряд ли улыбнется удача – Вильнюс скорее напоминает польские и чешские городки с тщательно оберегаемым Старым городом, вокруг которого вертится вся туристическая жизнь.
Вильнюс прекрасен не архитектурой, но атмосферой спокойствия и дружелюбия. Здесь сразу чувствуешь себя, как дома. Точнее – так, как хотелось бы себя чувствовать дома. Приветливые люди, отличный сервис, очень доступные цены, чистые улицы – как глоток свежего воздуха после суетливого, пыльного Киева.
Обойти Старый город вдоль и поперек туристическим галопом можно за полдня, но мы настоятельно не рекомендуем так поступать. Столица Литвы похожа на захватывающий яркий пазл, который интересно собирать, заходя в узкие подворотни, посещая маленькие частные музеи, забираясь на бесчисленные смотровые площадки (литовцы – фанаты красивых видов) и переводя дух в уютных кафе за чашкой кофе или рюмкой вкуснейшей местной настойки. В Вильнюсе множество достопримечательностей (одних только храмов – 65), но обязательно стоит посмотреть на город с холма Гедиминаса, прикоснуться к мраморным стенам Кафедрального собора, посидеть в тишине храма святой Анны и наведаться в Ужупис – «государство в государстве» со своей конституцией и армией: место, где живут вольные художники, своими порядками напоминающее знаменитую копенгагенскую Христианию. Обязательно надо наведаться и в Новый город с отличной современной архитектурой, где небоскребы и огромные офисные центры органично вплетаются в одноэтажную застройку начала ХХ века.
Поселившись в Вильнюсе, есть смысл осмотреть близлежащие города – Тракай (полчаса езды на маршрутке) и Каунас (полтора часа на электричке). Тракай – древняя столица Великого княжества Литовского, с превосходно сохранившимся замком на озерном острове и самой большой в Европе караимской общиной. Каунас – второй по значению город Литвы с красивейшим Старым городом и очень атмосферной Ратушной площадью. Если решили задержаться в Литве, то можно съездить в Клайпеду – живописный морской курорт. Ну а мы после трех дней в Вильнюсе и его окрестностях отправились в Ригу.
Латвия: здесь нам не рады?
Всего пара часов в комфортном автобусе – и мы в столице Латвии, однако не можем прийти в себя от контраста. «Европы» здесь гораздо меньше: в подземных переходах слышится русский шансон, на дорогах – сплошь авто с московскими и питерскими номерами. Цены соответствующие – раза в полтора выше, чем в Литве. И все гораздо более «туристично», на продажу. Удивительно: в отличие от западных соседей, в здешней архитектуре почти нет «советского наследия», зато в людях его хоть отбавляй. Впрочем, культурный шок проходит, а пряничные домики, готические соборы и чудесный глинтвейн с рижским бальзамом быстро настраивают на нужный лад. И начинаешь видеть хорошее: вот в этом переулке снимали советского «Шерлока Холмса», а вот тот балкон ты видел в «17 мгновений весны». Вот старинный рыбацкий поселок, где каждый деревянный дом охраняется государством и стоит под полтора миллиона евро, а вот огромный зоопарк с самым большим собранием животных в странах Балтии.
Настоящая Рига – строгая, аристократичная, оттого и очаровательная. В получасе езды находится Юрмала – место с чрезвычайно высокой концентрацией дач российских олигархов и богемы. Ничего особенно интересного здесь нет. Кроме, конечно, Балтийского моря, которое, если смотреть на линию горизонта, в какой-то момент смыкается с густым сосновым лесом, образуя потрясающей красоты пейзаж. Если есть время, стоит съездить в Даугавпилс – город на границе Литвы, Латвии и Беларуси, где причудливым образом переплелись культуры и традиции. Наш же путь лежал вдоль моря на северо-восток – в Таллинн.
Эстония: почти Скандинавия
Да, эстонцы действительно редко говорят по-русски, дивно растягивая слова. Да, они действительно делают все очень неспешно и с достоинством. Но нет, они не «тормозят» – просто спешить здесь не принято, да и не нужно. Из трех Балтийских стран здесь самый высокий уровень жизни, самые высокие места во всевозможных рейтингах и самые высокие цены. Здесь рукой подать до Скандинавии (2 часа на пароме до Хельсинки), поэтому культурные и экономические связи с финнами, шведами и датчанами – самые крепкие. Здесь тоже есть небольшой, но очень красивый Старый город, смотровые площадки, аутентичные средневековые ресторанчики и сувенирные лавки. Именно с «сувенирно-покупательской» точки зрения Таллинн порадовал больше всего – отсюда стоит увезти изделия из шерсти, деревянные поделки и творения местных кузнецов, сделанные очень красиво и на совесть. Посетить же, кроме Старого города, нужно Кадриорг – барочный дворцово-парковый ансамбль, построенный Петром I для своей супруги. А еще – морской музей «Летная гавань». Огромные ангары для гидропланов стараниями эстонского министерства культуры превратились в грандиозную экспозицию, посвященную почти тысячелетней истории мореходства в Эстонии.
Расходы:
Шенгенская виза: 400 грн
Перелет Киев–Вильнюс: 800 грн
Переезды между городами
и общественный
транспорт: 700 грн
Гостиницы/хостелы: 2500 грн
Питание: 2500 грн
Входные билеты
в музеи и пр.: 500 грн
Сувениры/покупки:
800 грн
Таллин
Проживание:
Хостелы – от 80 грн с человека/сутки (кровать в общем номере)
Комнаты – от 300 грн/сутки
Гостиницы – от 300 грн/сутки
Питание:
Стоимость обеда в фастфуде – от 90 грн/человека
Стоимость обеда в ресторане – от 300 грн/человека
Общественный транспорт (автобус, троллейбус, трамвай):
При покупке билета у водителя – 17 грн
Электронный билет на 1 час – 12 грн
Электронный билет на 1 день – 32 грн
Электронный билет на 3 дня – 54 грн
Рига
Проживание:
Хостелы – от 60 грн с человека/сутки (кровать в общем номере)
Гостиницы – от 350 грн/сутки
Питание:
Стоимость обеда в фастфуде – от 80 грн/человека
Стоимость обеда в ресторане – от 250 грн/человека
Общественный транспорт (автобус, троллейбус, трамвай):
При покупке билета у водителя – 12 грн
Электронный билет на 1 поездку – 6,5 грн
Электронный билет на 5 поездок – 32 грн
Вильнюс
Проживание:
Хостелы – от 95 грн с человека/сутки (кровать в общем номере)
Гостиницы – от 250 грн с человека/сутки
Питание:
Стоимость обеда в фастфуде – от 50 грн/человека
Стоимость обеда в ресторане – от 150 грн/человека
Общественный транспорт (автобус, троллейбус):
При покупке билета у водителя – 11 грн
Билет на 30 мин – 7 грн
Билет на 60 мин – 10 грн
Чем живут
прибалты:
разговоры с местными
Литва, Латвия и Эстония стали первыми постсоветскими государствами, вступившими в Евросоюз, а затем и в Еврозону. Жители этих стран говорят на разных языках и не понимают друг друга, зато почти все владеют английским и русским. Да, память о советской оккупации и репрессиях жива, этому периоду истории посвящены музеи и мемориалы. Но ненависти к русскоязычным, о которой так часто говорят, мы не заметили. Возможно, это связано с тем, что и литовцы, и латыши, и эстонцы понимают, что туризм – важнейшая часть их экономики в нынешних условиях.
Особенно хорошо это ощущается в Риге, так как условием вступления в Евросоюз было существенное сокращение промышленного производства – многие стратегические предприятия «пошли под нож» ради денежных компенсаций. Сначала эти деньги спровоцировали экономический бум, но потом грянул кризис и Латвия осталась у разбитого корыта: судостроения и рыбной промышленности, которыми страна славилась в СССР, там больше нет. Только ужасающий уровень безработицы и массовая иммиграция молодежи в Скандинавские страны и Великобританию (об этом говорят таксисты, официанты в кафе и горожане в общественном транспорте).
Литовцы меньше жалуются на жизнь, но они тоже озабочены постоянным ростом цен и экономическими проблемами, хотя настроены более оптимистично. Важная тема для них – этнополитика. Многочисленные литовские поляки считают себя обделенными в правах, и это становится все большей проблемой. Эстонская экономика чувствует себя лучше благодаря все той же Скандинавии, здесь в разговорах людей есть место национальной гордости и исторической памяти – почти все наши эстонские собеседники рассказывали о долгой и славной истории своего государства. Но больше всего запомнился короткий монолог вильнюсского таксиста, который вез нас в аэропорт. Его мы приведем полностью:
«Вот ваши там стоят на Майдане, в Европу хотят. Зачем вам эта Европа? Будете, как мы, сырьевым придатком у них и рынком сбыта для неликвидных товаров. Я в Украине в армии служил, у вас такие помидоры... я таких помидоров после этого нигде не ел. С такой плодородной землей вам никуда не нужно, сами справитесь! Я вот инженер дипломированный, а работаю таксистом, потому что закрылись все предприятия. Хорошо хоть дочка и сын в жизни устроились – она в Дании, а он в Ирландии!»