Двадцать два года назад, 9 сентября 1991 года Верховная Рада приняла поставление о введении на территории Украины купонов многоразового использования. Номинированные в карбованцах, эти денежные единицы попали в руки украинцев в январе 1992-го и в течение года вытеснили советские рубли из обращения.
За свою слабую защиту и недолговечность купонокарбованцы получили прозвище «фантики». Тем не менее, они выполнили свою миссию, приняв на себя весь инфляционный удар. Изначально самой крупной была купюра номиналом 100 карбованцев, но к 1996 году, когда ввели гривну, в хождении были уже знаки в один миллион!
«Взгляд» решил спросить у бизнесменов и политиков, какими остались в их памяти купоны.
Экс-депутат и член совета Национального банка Украины Василий Горбаль:
- В начале 1990-х я приехал после учебы и работы в Германии и мог сравнить наши купоны с немецкими марками. Они отличались как небо и земля. Сама надпись на этих знаках «купоны» соответствовала их невзрачному внешнем виду и тому ощущению несерьезности, временности, которое посещало каждый раз, когда брал их в руки. Все прекрасно понимали, что это деньги не навсегда. Потому параллельно ходили доллары. Зарплаты тоже в инвалюте считались. Помню, что в то время неплохой стартовой позицией в банках была зарплата 200 долларов, которые потом, естественно, переводились в купоны.
Внефракционный депутат Лев Миримский:
- Купоны всех сделали миллионерами, правда, цены тоже были со многими нулями. Это были такие себе игрушечные банкноты, и относились к ним соответствующе. Мол, нужны же какие-то деньги в переходный период разгула инфляции. Каких-то значимых покупок на купоны я сейчас даже не могу вспомнить...
Депутат от партии «Батькивщина» Андрей Павловский:
- У меня отношение к купоном двоякое. Купонокарбованцы — олицетворение той дикой инфляции, жертвой которой они сами пали. Мы до сих пор вспоминаем эти скачки цен с содроганием. С другой стороны, Украине нужно было время, чтобы перейти на полноценную валюту гривну. Жаль, что переход затянулся... Я лично помню, как, работая в Киевском политехническом институте, приходил к кассе за зарплатой и получал целые пачки купонов. К 1996 году я, скромный доцент, ворочал миллионами . Но все деньги уходили на еду, оплату жилья, какие-то самые необходимые покупки.
Депутат от Партии регионов Анатолий Близнюк:
- Я помню то время по Краматорску в Донецкой области, где работал в органах власти. Всплывает в памяти, как зарплата из-за нехватки денег выдавалась, например, банками с солеными помидорами или гвоздями. А предприятия использовали бартер для расчетов друг с другом. Купоны обеспечивали денежную массу, хотя из-за процессов в экономике она росла как на дрожжах.
Депутат от Компартии Украины Александр Голуб:
- Застал купоны, еще будучи студентом Львовского госуниверситета им. Франко. Однажды на деньги из стипендии я купил пятитомник Джека Лондона. Цену не назову сейчас, но вот запомнилось, как продавец вертел купюры в руках, подносил к свету. Доверия к этим знакам не было.