00:39

среда,
24 июля

Во Львове откроют музей керосинки и трамвая

29.07.2013 / 09:35
Во Львове откроют музей керосинки и трамвая
140 лет не решались показать людям чудеса техники

Скоро во Львове откроется крупнейший в стране музей техники. Идея его создания возникла еще 140 лет назад, и тогда он должен был стать одним из первых таких музеев в Европе. Однако дальше задумки дело не пошло, хотя попытки предпринимали и австрийцы в 1914 году, и поляки в 1930-е, и советская власть в 1970-е, и украинские чиновники – в конце 1990-х.

Музей на 2 500 экспонатов

В 1999 году заведующим отделом Музея истории техники Львовского исторического музея назначили Михаила Шингельского. Тогда он и подумать не мог, что открытия он дождется только спустя 15 лет.

«Инициатором создания музея во время независимой Украины был ныне покойный Юлиан Павлив – доцент теплотехнического факультета Львовской политехники, – рассказал „Взгляду“ Шингельский. – Именно с его подачи в конце 1990-х была создана рабочая группа, которая должна была запустить музей».

В фондах исторического музея находится 2,5 тыс. экспонатов, а также 5 тыс. фото и документов, готовых к размещению. Сам музей будет расположен в ангаре самого старого трамвайного депо Западной Украины.

Среди выставочных предметов – старинные часы XVI–XIX веков, двигатели и простые компрессоры, орудия труда галицких промышленников, трактор У-2 и другая сельхозтехника, швейные машины, большая коллекция промышленной техники.

Будут в музее и свои изюминки, ведь известно, что крекинг нефти был впервые совершен во Львове, здесь же появилась первая в мире керосиновая лампа. Трамвай во Львове пошел через два года после венского, то есть вторым в Европе. Кафедра аэронавтики во Львовской политехнике также была второй в Европе, сразу после Сорбонны. Во Львове работал первопечатник Иван Федоров. В 1776 году во Львове вышла первая в Украине газета, а открытие табачной мануфактуры в Винниках около Львова обеспечило современное промышленное развитие города. Каждая из этих историй будет представлена одним или несколькими экспонатами.

В музее будут наглядно представлены истории создания львовского шоколада, который соревновался за первенство лишь с бернским. Львовское пиво экспортировалось даже в Баварию, а в советские времена авиацией доставлялось в Кремль. Первого в мире космонавта Юрия Гагарина на космодром вез автобус производства Львовского автобусного завода.

Длинной дорогой

Впервые идея создать музей техники возникла еще в 1874 году. Однако он так и не был открыт. В 1914 году старту проекта помешала Первая мировая война. Советская власть планировала открыть музей в том же помещении, где он будет находиться сейчас, однако, когда все уже было практически готово, во Львове решили строить метро и ангар собрались снести. С метро тогда не сложилось, с музеем – тоже.

Наконец, лишь в 2004 году мэр Любомир Буняк принял решение выделить один из ангаров трамвайного парка площадью 1 077 кв. м под открытие первой очереди музея. Но и тут возникли сложности: в 2005 году Львовский горсовет отправил Буняка в отставку, а избранный в 2006 году мэром Андрей Садовый засомневался в законности решения своего предшественника и решил вернуть ангар в собственность Львова. Суды продлились почти 7 лет, и лишь в 2013 году город дал согласие на открытие музея.

Боятся сглазить

Михаил Шингельский говорит, что сейчас Львов как никогда близок к открытию Музея техники, но назвать точную дату сейчас не решается – чтобы не сглазить.

«Дату открытия сказать не могу – вы же видите, как все было сложно в последние 100 лет. Аналогичный музей в Германии, который задумывался также еще в XIX веке, после идеи открытия львовского уже работает, а у нас до сих пор он только в проекте», – говорит он. По словам заведующего, создание музея несколько лет тому назад оценили в 8 млн гривен.

«В нашей памяти сохранились достижения известных и славных на весь бывший Советский Союз институтов ФМИ, НДРТИ, заводов ЛОРТА, „Электрон“, „Полярон“, ЛАЗ, „Автопогружчик“. Сегодня о них никто ничего не знает даже в Украине, – рассказывает Шингельский. – Пройдет еще 10 лет, и наши потомки даже в музеях не смогут увидеть образцы той техники и тех достижений, которые создавали наши ученые, конструкторы и изобретатели».

Сегодня в ангаре уже выставлены экспонаты космической тематики : макеты первых советских спутников и космических кораблей. Также здесь можно увидеть старинные мотоциклы и автомобили 1930-х годов. Но больше всего внимания привлекают огромные часы, изготовленные львовским мастером Василием Котиком к 100-летию со дня рождения Владимира Ленина, а потом переделанные в 1991 году, после объявления Акта о независимости Украины. На часах надпись: «Пройшов час, встигла година, і воскресла з небуття вільна Україна».

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
23 июля
22 июля