Многогранная деятельность заместителя главы администрации Президента Алексея Филатова продолжает поражать умы широкой общественности своим разнообразием и изобретательностью. Но кто сказал, что человек из окружения действующего главы государства не может и не должен заботиться о своем благосостоянии и своих близких? Именно этим Филатов и занимается. То ли откладывает на обеспеченную старость, то ли чувствует, что может лишиться доступа к государственной кормушке вскоре после выборов. Учитывая, что под патроном зашатался трон, опасения его не беспочвены, пишет СпецКорр.
8 подвигов Геракла из Банковой
В интернете любая информация распространяется со скоростью лесного пожара. Поэтому неприятные и темные эпизоды из политической жизни нашего героя стали видны как на ладони. Вот лишь некоторые из них, но заслуживающие особого внимания.
Став в июле 2014 года замглавы администрации Президента, Филатов стал курировать судебную реформу. В администрацию он попал благодаря Борису Ложкину – предшественнику Филатова на этом посту. Их партнерские отношения берут начало в ряде адвокатских дел. В частности, Филатов курировал продажу принадлежащего Ложкину Украинского медиахолдинга (УМХ) беглому олигарху Сергею Курченко. На момент продажи Филатов трудился в адвокатской конторе «Василь Кисиль и партнеры», которая оценивала для собственников риски этой продажи. Сама процедура продажи холдинга тоже вызвала некоторый резонанс.
Следующий эпизод ярко иллюстрирует способность Филатова в полной мере задействовать предоставленные ему полномочия. Через Шевченковский районный суд он добивается решения о том, чтобы «Альфа-банк» выдал его сестре Анастасии Филатовой депозит в размере… 803 858 долларов. Сразу всю сумму. В валюте. И это на фоне ограничения Нацбанка на выдачу валютных депозитов. Хорошо курировать суды и их реформу, правда?
Кстати, о самой реформе. Ее разработкой было поручено заниматься все той же фирме «Василь Кисиль и партнеры». В сети всплыла переписка Филатова с неким Дмитрием, который вносил правки в концепцию и кому сколько причитается за правденые труды по совершенствованию судоустройства. Тот же Дмитрий в своей переписке с замглавы АП поделился схемами киевского депутата Вадима Столара по возврату потраченных на свою избирательную кампанию денег.
Дальше – больше. В тот же период работы на юридической фирме Филатов отстаивал интересы олигарха украино-российского разлива Константина Григоришина. Страсти разгорелись из-за обращения партнеров Григоришина по энергетическому бизнесу – Новинского и Лукьяненко – в арбитражный суд Лондона. Дескать, имеются доказательства «размыва» нехорошим партнером долей в своих активах (чем и правда занимался в это время Филатов). Делалось это для того, чтобы уклониться от оплаты этим двоим суммы в 305,8 млн долларов согласно решению этого же суда и после заморозки активов группы «Энергетический стандарт». Размывая доли в активах, Григоришин мог уклониться от оплаты этих миллионов и продолжать себя хорошо чувствовать в Украине, ведя бизнес вопреки санкциям. Таким образом, причастность Алексей Филатова к лоббированию интересов российского бизнеса в лице Григоришина прослеживается весьма четкая.
Новая область, куда занесло нашего героя, касалась лотерейной и игорной деятельности. Подтверждение тому – письмо Филатову от бизнес-партнера Ложкина Михаила Бейлина, который приложил туда все предложения по перекраиванию Бюджетного кодекса в контексте ведения игорного бизнеса.
Следующий эпизод посложнее предыдущих, поскольку здесь из переписки Филатова выплывает документация касательно оспаривания права владения «Уралкалием» 11 процентами акций ОАО «Азот». Огонь начал разгораться в начале декабря 2012 года на заседании в Киевском апелляционном хозяйственном суде, где «Азот» требовал от «Уралкалия» признать отсутствие прав собственности на спорные акции со всеми вытекающими. Генпрокуратура в тот же период получила заявление от «Уралкалия» о преступных действиях «Азота» и уверениями, что эти акции были получены законным путем как правопреемником ОАО «Сильвинит», прекратившего свою деятельность. Владение этими акциями основывалось на заключении «Сильвинитом» договоров с несколькими ООО, в том числе «Перлман Ентерпразиз Корп.» и «Плейни Лимитед».
Впоследствии Высший хозсуд вернул дело на рассмотрение в Черкасский суд согласно кассационной жалобе «Плейни Лтд» о признании недействительными договора о праве передачи акций и прав собственности «Сильвинитом».
При чем здесь Филатов? Напомним, одна из его основных функций – курирование судебной реформы и всего с ней связанного. А если подобного рода переписка имеется в почте заместителя главы АП, то несложно представить невидимую руку Филатова в этом вопросе.
Также почта Алексея содержит еще одни весьма любопытные документы. Например, договор купли-продажи акций действующим президентом Петром Порошенко своему отцу, Алексею Ивановичу. Это были акции ПАО ЗНКИФ «Прайм Эссетс Кэпитал» за 1000 грн через «Международный инвестиционный банк», принадлежащий Петру Алексеевичу. Впоследствии этот фонд назвали основным офшором в известном панамском скандале. То есть продажа акций «своим людям» по заведомо бросовой цене (а то и за бесценок) тоже не чужда нашему герою.
Равно как и пользование автомобилем люкс-класса «Мазерати» в Женеве летом 2015 года. За какие шиши – история и сам Филатов умалчивают. А осенью того же года из открытой базы финансовых и коррупционных преступлений высшего руководства страны стали известны данные распечатки детализации звонков Филатова, которые ему на почту пересылала его помощница Кристина Месь. Из этого стало известно о звонке некоего Плотницкого, желавшего за что-то поблагодарить, а также тогдашнего главы Центризбиркома Михаила Охендовского, который хотел пообщаться тет-а-тет, то есть по закрытой связи. К слову, Охендовским интересовалась Специализированная антикоррупционная прокуратура в связи с подозрением по получению им денег из «черной кассы» «Партии регионов». В частности, версия САП базировалась на шести визитах Охендовского за границу и как раз на «региональские» деньги. Становится очевидным, что Филатов был нужен для урегулирования этого весьма существенного вопроса.
Повелитель Фемиды из администрации Президента
Во всех этих и других делах Алексей Филатов показал себя, что называется, во всей красе. Но наиболее масштабным полем деятельности заместителя главы администрации Президента все равно оставалась судебная система, для которой Филатов рядился в тогу спасителя и реформатора. При этом его мало заботило, каким боком вылезает его трогательная забота о судьях и борьба с беззаконием. Ведь с одной стороны, он стремился вывести суды из-под влияния политиков, а с другой – выстроил избирательное правосудие и совсем неизбирательное давление на все тех же служителей Фемиды.
Нещадно критикуя положение дел с назначением судей президентом и парламентом, Филатов делал акцент на отсутствии беспристрастности у судей при рассмотрении отдельно взятых судебных дел, о чем может попросить какой-нибудь депутат, который вскоре может проголосовать за бессрочное пребывание на своем посту этого судьи. О какой беспристрастности тогда можно вообще говорить?
Выход, по его предложению, был найден в виде создания ВСП – Высшего совета правосудия, состоящий из 21 человека, назначенных по паре от президента, парламента, съезда адвокатов, съезда представителей юридических наук, Всеукраинской конференцией прокуроров и 11, назначенных их коллегами-судьями. Плюс ноу-хау в виде назначения не на 5 лет, а бессрочно. Таким образом, согласно убеждению Филатова, это должно способствовать независимости и беспристрастности судей.
В то же время прессинг со стороны замглавы АП стал настолько явным, что об этом стали говорить вслух. Достаточно громко, чтобы это стало достоянием самой широкой общественности.
К примеру, экс-председатель Апелляционнго суда Антон Чернушенко открыто высказывался по поводу прямых указаний от Филатова, какие именно дела и в каком ключе следует рассматривать. А когда Чернушенко надоело выполнять капризы Банковой, он лишился своего поста.
По его словам (и это подтверждают журналистские расследования), за наложениями арестов на имущества каких-либо компаний или фирм при ближайшем рассмотрении скрывались отнюдь не государственные, а корыстные бизнес-интересы определенных групп людей.
То есть, проще говоря, Филатов – рупор власти, которая указывает на неугодных и руками смотрящего за судами убирает «с глаз долой – из сердца вон». Симптомами неприкрытого давления на украинскую Фемиду опытные юристы называют, в частности, внезапные смены судейских составов и переносы заседаний по нелепейшим поводам.
Алексей Филатова пытались осадить в правовом поле. Со стороны Комитета ВР по вопросам противодействия коррупции были направлены письма Порошенко и тогдашнему главе Генпрокуратуры Виктору Шокину. Просьба заключалась в проверке Филатова на превышение полномочий и неправомерных действий замглавы АП. Но судя по отсутствию ответной реакции, Филатов все делает на благо страны, а точнее – тех, кто ее представляет.
Судебный реформатор или могильщик системы?
Филатов представляет себя не иначе как Гераклом, взявшимся вычистить Авгиевы конюшни. Только чистке подвергаются судьи путем проверки на добропорядочность, компетентность и чистоту перед антикоррупционными органами. По мнению замглавы АП, планка прохождения проверки вполне объективна: нужно показать свой уровень профпригодности и заодно убедительно доказать, что несметные богатства нажиты легальным и должным образом задекларированным трудом.
Непосредственно в этом деле с Филатовым рука об руку работал Сергей Козьяков – глава Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККСУ). Именно ему в руки попадали списки, в которых указано, кто должен беспрепятственно пройти оценивание, а кого нужно «гасить» с самого начала и выводить из игры. Так одни судьи, накуролесившие во время Майдана, легко и непринужденно прошли огонь, воду и медные трубы, а другие резко стали неугодными.
Что касается повальных перенесений заседаний, то этому есть вполне разумное объяснение. Суммарный проходной балл при переаттестации судей содержит расплывчатые категории, которые к тому же отсутствуют в свободном доступе. При такой неясной перспективе оказаться (в лучшем случае) без средств к существованию работников молотка и мантии одолевает чемоданное настроение. Что называется, в бой никто не рвется.
Что же до честности самого Филатова перед антикоррупционной структурой то здесь имеется что спросить о законности происхождения многих его материальных благ, предусмотрительно оформленных на гражданскую жену и свою сестру. Подробное описание несметных сокровищ господина Филатова заняло бы не одну страницу да и писали об этом уже не раз. Поэтому смаковать разнообразие его активов мы здесь не будем.
Важно другое. Судебная система под натиском филатовской реформы стала инструментом борьбы за бизнес-интересы, крышевания нужных людей и выдавливания неугодных. Стало известно, что из нежелания быть перемолотыми жерновами оценивания, многие судьи запаслись конвертами с суммой порядка 20 тысяч американских президентов. Но и это не гарантирует стопроцентной лояльности и безболезненного прохода через горнило переаттестации. А самое грустное то, что при таких «реформированных» карманных судах привлечь к ответственности предприимчивого комбинатора из Банковой вряд ли выйдет.