21:15

четверг,
21 ноября

Публикации Країна Надзвичайні події

Прерванный рейс: почему болельщики из Одессы не долетели на футбол

15.02.2013 / 01:35
Прерванный рейс: почему болельщики из Одессы не долетели на футбол
Их самолет буквально развалился на части

Матч между «Шахтером» и «Боруссией», состоявшийся в среду, жители Донецка запомнят надолго. Но не из-за игры, а из-за трагедии, которая случилась за несколько часов до ее начала. В 18:09 при посадке произошла катастрофа самолета Ан-24, который совершал чартерный рейс по маршруту «Одесса—Донецк». На борту старенького советского лайнера 1973-го года постройки находилось 52 человека: 8 членов экипажа и 44 пассажира. Люди, большинство из которых были высокопоставленными чиновниками, спешили на игру.

«Чудесная» катастрофа

Можно сказать, что почти всем, летевшим злополучным рейсом, несказанно повезло. После удара о землю самолет развалился на части. Из-за плохих метеоусловий не получилось  сесть с первого раза. При повторном наборе высоты Ан-24 задел крылом об препятствие.

— По предварительным данным при заходе на посадку самолет задел десятиметровую метеовышку левым крылом, — восстанавливал вчера днем трагические события прокурор Донецкой области Владимир Вышинский. — После удара об вышку он зацепил землю лопастями правого двигателя, после чего перелетел через рулежную дорожку и уже на грунте перевернулся и раскололся на части. Именно из трещин в корпусе лайнера и выбирались люди.

Пассажиры, большинство из которых отделалось легким испугом и царапинами, взахлеб рассказывают о своем везении.

— Что и как произошло, я даже не успел осознать, — рассказал «Взгляду» Олег Ошека. — Двигатели вроде сбросили обороты, а потом резкий набор высоты и удар. Самолет смяло как консервную банку. Я сидел в хвостовой части и увидел, как у меня под головой — ведь самолет перевернуло — растет трещина. Видимо, она образовалась от трения об землю. Благодаря этой трещине мы и спаслись, большинство успело покинуть самолет до того, как топливо загорелось.

Путаница с трупами

Точное количество погибших, впрочем, как и общее число пассажиров, уточняли всю предыдущую ночь. Цифры колебались от 4 до 8 умерших и от 37 до 42 всех летевших в самолете. В густом тумане, который окутал в среду вечером всю взлетно-посадочную полосу, спасателям пришлось буквально обшарить несколько сотен квадратных метров. Предполагали, что людей могло выбросить из салона в момент удара. И лишь к  утру было установлено, что на борту находилось пятеро «зайцев».

Врачи: 
у пострадавших шок

По словам главного врача Донецкой областной травматологии, всего за медицинской помощью обратилось 30 человек. У большинства из них простые травмы и ушибы. С теми, кого пришлось госпитализировать, ситуация сложнее. Они летели в передней части самолета и не смогли самостоятельно выбраться из железной ловушки. Люди уже попрощались с жизнью, думали, что сгорят в самолете заживо. К счастью, пожар погасили в считаные минуты после аварии, однако люди испытали сильнейший стресс.

«У всех прогноз на выздоровление благоприятный, — рассказал „Взгляду“ главврач Владимир Климовицкий. — Некоторые нуждаются в операциях, но пока мы ждем, когда они выйдут из шока».

Что касается жертв, то, по выводам госкомиссии, все они погибли от черепно-мозговых травм. Все погибшие сидели у правого крыла, на которое кинуло самолет. Чудом уцелел мальчик 10–12 лет (единственный ребенок на борту), которого вытащил из-под трупа его отца стажер пилота. О том, что его отец погиб, ребенку еще не говорили.

Комментарии экспертов

Игорь Биленко,  подполковник ВВС Украины в отставке, бывший инспектор по расследованию авиационных происшествий: «Новый корпус выдержал бы удар»

— Уже сейчас эту катастрофу сравнивают с польской, когда разбился польский президент Лех Качинський, а бывшие на борту высокопоставленные чиновники командовали пилотами. И здесь якобы то же было. Это абсолютно несравнимые случаи, потому что польский самолет садился на совершенно не приспособленный для этого аэродром в сложных погодных условиях. Здесь же Ан-24 производил посадку в международном аэропорту им. Прокофьева в Донецке — его перед Евро отстроили, привели в полное соответствие международным нормам. Это не лесной аэродром под Смоленском. Но какой бы ни был современный порт, все-таки самолет должен был в таких погодных условиях уйти на запасной аэродром. Это командир решает, а не диспетчер. Ответственность на нем. Судя по фотографиям, там полностью отломана носовая стойка, значит, самолет «клюнул» носом в посадочную полосу, а затем перевернулся. Вероятно, он приземлился с опережением на нос — чего допускать было нельзя, иначе нарушается аэродинамика и самолет переворачивается. Спешили они, вероятно. Ну и туман сыграл свою роль. То, что самолету было 39 лет, тоже отразилось на последствиях катастрофы — «уставший металл» попросту развалился. Если бы корпус был новее, он бы выдержал.

Александр Калиниченко, военный летчик: "Нужно было просить аварийную посадку"

— Если во время посадки возникли какие-то трудности — не выпускалось шасси или еще что-то, летные правила указывают все-таки предпринять попытку второго захода. Это, как мы видим, пилот и пытался выполнить.

Если же не получалось, нужно было убирать шасси и садиться, грубо говоря, на брюхо. В «Борисполе» и «Жулянах» не раз практиковались такие экстремальные посадки, обходилось без жертв и разрушений. Самолет бы не перевернулся и не разрушился. Но для этого нужно было заранее просить наземные службы подготовиться. То есть запросить у диспетчера аварийную посадку. Пожарные бы намыли пенную подушку на бетонке взлетно-посадочной полосы, что не позволило бы самолету загореться при трении.

Вообще это поколение «Анов» достаточно аварийное. Их главный недостаток в том, что на высоте у них покрываются льдом стабилизаторы, и это препятствует работе закрылков. Из-за этого самолеты не раз разбивались.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
21 ноября
20 ноября