19:55

четверг,
21 ноября

Украина восстанавливает статус производителя полнокомплектных суден

10.02.2014 / 10:58
Украина восстанавливает статус производителя полнокомплектных суден
Черноморский судостроительный завод
В начале февраля стало известно о том, что Черноморский судостроительный завод (Николаев) - судоверфь с наибольшим техническим потенциалом в Украине, подписал протокол о намерениях с крупнейшим рыбопромысловым и рыбоперерабатывающим российским предприятием на Дальнем Востоке ОАО «Преображенская база тралового флота» (ПБТФ, РФ) о планах строительства в Украине серии полнокомплектных рыбопромысловых судов.

«Суда будут предназначены для промысла рыбы донным и разноглубинным тралением с неограниченным районом плавания. Количество судов и другие условия сотрудничества будут закреплены отдельными контрактными соглашениями», - отмечается в сообщении ЧСЗ.

Это большое достижение украинских судостроителей. Ведь одно дело делать только корпуса судов, как преимущественно происходит много лет подряд, и совсем другое — полностью собрать судно, провести его мореходные испытание. И в полностью готовом к использованию виде передать заказчику. Подобного рода контракты доказывают, что Украина как игрок мирового рынка судостроения, способна не только «латать» устаревшие судна, но и производить новые. Следующий бум в судостроении, говорит первый вице-президент ассоциации «Укрсудпром» Виктор Лисицкий, предполагается в 2020—2025 годах, что станет на руку нашим судостроительным верфям.

В 2013 году судостроительными предприятиями Крыма спущены на воду и переданы заказчикам 8 судов различных модификаций, отремонтировано 66 судна, среднемесячная заработная плата на предприятиях транспортного машиностроения составила 3529 грн., в то время как средняя по промышленности – 3350 грн. и средняя по республике – 3003 грн. В настоящее время в постройке находятся 5 судов различного класса. Более 90% произведенной крымскими судостроителями продукции ориентировано на экспорт в такие страны как: Голландия, Норвегия, Греция, Россия, Китай, Испания, страны Балтии, Восточной Азии и другие.

Рыбы потребуется больше

По прогнозам экспертов, мировое производство рыбы и рыбной продукции в 2013 году достигло нового рекордного уровня  - превысило 160 млн тонн. Среднегодовое потребление рыбы в мире приближается к 20 кг на человека, говорится в докладе продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН.  «Таким образом, - отмечает руководитель Аналитического центра информационного агентства по рыболовству Тимур Митупов, - в период с 2004 г. по 2013 г. мировое производство рыбы и рыбной продукции увеличилось на 19,1% с 134,3 млн тонн до 160 млн тонн. В тоже время вылов снизился до 91,9 млн тонн.

Это говорит о перспективности рыболовецкой отрасли в будущем. А именно о том, что потребители судов будут заинтересованы в их приобретении, так как в мире будет наблюдаться повышенный спрос на рыбную продукцию на фоне дефицита вылова. При этом среднегодовой темп роста мирового вылова и производства рыбы и морепродуктов составит 2% или 2,86 млн. тонн. В тоже время по рыболовству будет зафиксировано ежегодное снижение - на 0,04% или 0,05 млн тонн.
Подмечено, что за период с 2004 г. по 2013 г. среднедушевое потребление рыбопродуктов в мире увеличилось почти на 22% с 16,2 кг до 20 кг в год, а мировое потребление рыбы и морепродуктов, с учетом исключения непищевого использования рыбы и морепродуктов достигло 136-138 млн тонн. Доля России в общемировом вылове повысилась в 2013 году до 4,7-4,8% или до 4,3-4,4 млн. тонн.

И Россия, и Украина пока еще отстает от  среднестатистического потребления рыбы в Европе, где человек потребляет ежегодно 21 кг рыбы. В России этот показатель колебался от 18 до 20 кг, а у нас он не превышал 13-15 кг на душу населения в год. Учитывая тот факт, что Украина и Россия активно ведут политику активного импортозамещения, можно ожидать, что их планы вскоре коснутся и рыбной отрасли. О чем и говорит рост заказов на рыболовецкие суда. На новые суда, которые предстоит построить в ближайшие 10 лет, ляжет основная нагрузка по обеспечению России и Украины рыбой.
Потенциальные покупатели

Россия за последние 20 лет растеряла потенциал и кадры по судостроению. В настоящее время российские судостроители не могут предложить рыбодобытчикам какой-либо конкурентоспособный продукт, поэтому заверения о возможности уже сегодня строить в России современные рыбопромысловые суда вызывают большие сомнения. Именно поэтому можно предположить, что украинским верфям придется восполнять пробел в недостающем парке рыболовецких суден, как в Украине, так и в России. Потребность в постройке новых судов для рыбопромыслового флота России с учетом заданных Стратегией объемов добычи водных биологических ресурсов до 2020 года, по расчетам ОАО «Гипрорыбфлот», оценивается в очень значительном объеме – около 850 добывающих судов.

На украинских предприятиях существует большой опыт строительства рыболовного флота. Это весьма доходная и наукоемкая ниша на мировом рынке судостроения. Поэтому есть все основания утверждать, что вслед за россиянами, строить рыболовные суда в Украине захотят и другие покупатели.  Важно так же то, что наши новые рыболовецкие суда стоят $2 – 15 млн, что часто в два раза дешевле аналогов из западных стран. Кроме того, наши суда уже востребованы в странах Евросоюза. Например, в конце прошлого года ЧСЗ передал компании-заказчику АS PKL Flote (Латвия) очередной многоцелевой морской буксир ледового класса ORION. Его строительство обеспечено в соответствии с заключенным с латвийской компанией в июне 2012 контрактом по правилам классификационного общества российского морского регистра судоходства. Как отметили в пресс-службе ЧСЗ, данный заказ – уже пятый, выполненный заводом в рамках почти 10-ти летнего сотрудничества с латвийской компанией. Предыдущий заказ выполнен и передан латвийскому заказчику в 2010 году. «Из 10 ледовых буксиров, имеющихся сегодня во флоте АS PKL Flote, половина построены на мощностях ЧСЗ», - сказали на предприятии. Буксир предназначен для буксировки, проводки судов в акватории портов, совершения эскортных операций, борьбы с пожарами на судах, а также для выполнения ледокольных работ. В планах компании-заказчика использование судна для выполнения работ в акватории Балтийского моря. И, хотя это буксир, не исключено, что украинскими рыболовецкими судами покупатели также заинтересуются.

Господдержка отрасли

Украина ранее обладала большим рыболовецким флотом, который вел промысел почти во всех уголках мирового океана. И пока у нас в стране сохраняются и развиваются технологии строительства промысловых тральщиков и плавающих перерабатывающих баз, у нас есть надежда снова возродить рыбопромысловую славу Украины. И правительство предпринимает немало попыток поддержать отечественных судостроителей в различных областях производства. В частности, идет подготовка проектов законов Украины «О проведении экономического эксперимента относительно государственной поддержки судостроительной промышленности». На выходе судостроители смогут получить ряд мер, которые позволят им снизить стоимость арендной платы за землю, не уплачивать какое-то время налог на прибыль, использовать налоговый вексель при ввозе импортных комплектующих, а также вовремя получать возмещения налога на добавленную стоимость и другую поддержку.

Кроме того, Минпромполитики ведет переговоры о глобальных проектах сотрудничества в области судостроения между Украиной и Россией в гражданском и военном кораблестроении. Например, 5 февраля первый замминистра Минпромполитики Николай Евдокименко встретился с замминистра промышленности и торговли РФ Алексеем Рахмановым. В ходе встречи обсуждались возможности активизации сотрудничества в военном и гражданском судостроении, судоремонте. Стороны также рассмотрели вопросы проведения модернизации и ремонта кораблей и судов ВМФ Российской Федерации, которые базируются на территории Украины в соответствии с межгосударственными договоренностями, а также вопросы строительства новых кораблей и суден.

Отдельное внимание в ходе переговоров сторон было уделено проектированию гражданских суден, строительству танкеров класса «река-море» с двойным дном, а также возможностям украинско-российской кооперации при строительстве оффшорной техники. Было решено, что украинская сторона ознакомит российских коллег с производственными возможностями судостроительных предприятий в Херсоне, Николаеве, Феодосии и Севастополе.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
21 ноября
20 ноября