20:49

четверг,
25 апреля

Как юная крымчанка будущего Бэтмена страховала

24.01.2014 / 12:16
Как юная крымчанка будущего Бэтмена страховала
Создатели фильма «Мио, мой Мио» вспомнили о том, как снимали кино, положившее начало звездной карьере Кристиана Бейла

Мало кто знает, что звездная кинокарьера знаменитого Кристиана Бейла («Американский психопат», «Бэтмен», «Эквилибриум») началась со съемок детского фильма «Мио, мой Мио», который совместно снимали в 1986 году киностудии СССР, Норвегии и Швеции. А для советской школьницы из Ялты Лены Ступаковой эта история превратилась пусть и ненадолго, но в настоящую сказку, ведь именно она была дублером тогда еще совсем юного Кристиана Бейла.

На экранизацию сказочной повести легендарной Астрид Линдгрен шведы в кооперации с норвежцами и Советским Союзом собрали почти $7 млн. Бюджет для 1986 года более чем солидный – к слову, это была самая дорогая экранизация произведений сказочницы при ее жизни. В режиссерское кресло пригласили Владимира Грамматикова – создателя фильмов «Усатый нянь», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».

«Для меня это предложение было неожиданным, – вспоминает Владимир Александрович. – Шведов почему-то впечатлил мой фильм, причем не знаменитый „Усатый нянь“, как можно было подумать, а „Шла собака по роялю“. И после того как меня благословила на работу лично Астрид Линдгрен, начались все перипетии этого совместного производства: фильм мы снимали на английском языке, а потом уже дублировали на шведский и русский! И кто тогда мог подумать, что в нашей актерской обойме будущий обладатель „Оскара“ (за лучшую роль второго плана в фильме „Боец“, 2010 г.). Кристиану Бейлу, сыгравшему у нас сына садовника Юм-Юма, было всего 12 лет. И он вместе с Николасом Пиккардом (в роли Боссе) прошли у меня отбор на главные роли из 160 претендентов шести актерских английских школ!»

Со скалы прямо в кадр

А вот Лена Ступакова в большое кино попала из секции скалолазания.

«Мы тренировались на скалах в Краснокаменке рядом с Ялтой, – рассказывает крымчанка. – И к нам заехал Валерий Павлович Павлотос, который отвечал за постановку высотных трюков в этом фильме. Но я этого тогда не знала. И вот, он и еще какие-то люди из Москвы просто наблюдали за нами со стороны. А потом мой тренер Маргарита Темникова сказала, что меня выбрали для участия в кино. Я даже не знаю, сколько было кандидатов. Причем им нужен был мальчик, но выбрали почему-то меня».

По словам директора кинопроектов ООО «Крымская кинокомпания» Валерия Павлотоса, режиссер фильма Владимир Грамматиков действительно просил найти смелого, ловкого мальчика и был поначалу обескуражен тем, что его просьбу исполнили с точностью наоборот. Он категорически не соглашался, пока сам не увидел обаятельную, стриженую под мальчика девчонку.

«Она была отчаянно смелой, вообще не знала, что такое страх на высоте, по скалам лезла как человек-паук и не зря в своем возрасте уже завоевала кучу медалей, – говорит Валерий Павлович. – Грамматиков, как и вся наша интернациональная команда, от Лены были в восторге. Однако я представить себе не мог, какие испытания, кроме высотных трюков, ждали ее на съемочной площадке».

Знаменитые коллеги

13-летняя школьница из Крыма на момент съемок «Мио, мой Мио» была, наверное, самым юным каскадером в мире! Именно она вместо английских мальчишек и над Стокгольмом на бороде джинна летала, и в Башне смерти по стенам карабкалась, а потом с главным злодеем фильма – рыцарем Като – рубилась на мечах и над пропастью по бревну ходила.

Особо стоит упомянуть, что фехтовать Лене Ступаковой довелось не с кем иным, как с самим Кристофером Ли, который к тому времени уже прославился ролями киллера Франциско Скараманги в бондиане и графа Дракулы в английских и американских постановках.

«Он меня подбадривал, что-то говорил и похлопывал по плечу, иногда вместе с постановщиками боя подсказывал, как мне лучше замахиваться мечом, – вспоминает Елена. – Меч для меня был тяжеловат все-таки, и я не могла с размаху точно попасть по замку, чтобы срубить его с двери. В этой же сцене Като атаковал не только мечом, но и пытался поразить меня шаровой молнией. И вот был такой момент: уклоняясь от этой молнии, которую потом впечатали в кадр комбинаторы, я срубала мечом цепь с подвешенным канделябром. Канделябр летел вниз, а я, ухватившись за цепь, поднималась под самый потолок зала. Все было рассчитано так, что сняли одним кадром – там нет никакого монтажа. До сих пор помню, как после съемок аплодировала вся группа».

Елена говорит, что с исполнителями главных ролей общалась на равных – насколько позволял уровень школьного английского.

«Я удивлялась, что они равнодушно относились к тому, что я делаю вместо них трюки, – вспоминает Ступакова. – Они были избалованные, особенно Ник Пиккард. За ним везде нянька-гувернантка ходила, а он ей только приказы раздавал: принеси то, подай это. А я думала: ну что это за пацаны, которые даже прыгнуть нигде не могут?!»

Шведская сказка

После павильонных съемок на «Мосфильме», весной 1986 года Лене предстояло самое интересное – съемки за границей. Девочка летела в Швецию без мамы, за нее в экспедиции отвечал Валерий Павлотос. В соседнем кресле с ней сидел популярный актер, исполнитель ролей во многих детских фильмах – Игорь Ясулович. Сказка продолжалась.

В Стокгольме для «мисс Ступаковой» был забронирован шикарный номер в отеле и закреплен персональный автомобиль. Лена признается, что и отель, и город на нее произвели потрясающее впечатление. Когда шведы спросили ее, что бы она хотела купить, Лена долго не раздумывала: плеер и кроссовки «Адидас». В шведских кронах ее гонорар составлял около трех тысяч долларов, и она могла позволить себе «детские капризы».

«Меня привезли в какой-то огромный магазин, и там был целый отдел фирмы „Адидас“, – рассказывает Елена. – Кроссовки по стенам были расставлены с пола до потолка: выбрать из такого количества не представлялось возможным. И я, чтобы долго не мучиться, ткнула пальцем в нежно-розовые на двух липучках».

Помимо чудес в магазинах Швеции, на съемочной площадке у Лены тоже был запланирован сказочный эпизод. Она летала над ночным Стокгольмом на высоте 40 метров. Ялтинская девчонка рисковала вместо главного героя: по сценарию Боссе, зацепившись за бороду джинна, улетал в Диковинную страну. Шестиметровую бороду сделали наши умельцы на Ялтинской киностудии из полипропиленовых прядей швартового каната.

«Тогда ни о какой компьютерной графике никто не слышал толком, – вспоминает Валерий Павлотос. – Борода была закреплена на конце гидравлической стрелы автокрана, который пригнали на съемки. Город под нами был как на ладони. И борода пролетала над Стокгольмом, а вместе с ней и Лена, которая болталась на моих страховках: она двигала руками и ногами, даже перемещалась вверх и вниз, чтобы у зрителя не было сомнений, что это живой герой, а не манекен».

Все это еще было подсвечено снизу прожекторами, и на шведов сцена произвела сильное впечатление. Вокруг собрались сотни людей, останавливались машины, появились телевизионщики. У Лены после приземления брали интервью корреспонденты газет и телевидения, как у суперзвезды или космонавта.

«Я не понимала, что такого особенного сделала, – смеется Лена. – Но ажиотаж был такой, как будто в Стокгольме приземлились инопланетяне. Меня приглашали и на телевидение, и на какие-то светские рауты в фешенебельных ресторанах, где мужчины были во фраках, а женщины – в шикарных длинных платьях. И вот сейчас удивляюсь, что я все это воспринимала без волнения и смущения, как будто со мной такое происходило всегда. А сколько мне подарков дарили!»

Бытовая травма

Заканчивались съемки для Лены в Крыму, и она там отметилась настоящим подвигом, о котором до сих по не знают создатели фильма «Мио, мой Мио». Девочка-каскадер и кандидат в мастера спорта по скалолазанию сломала руку, споткнувшись возле своего дома. А ведь ей предстояло еще переходить по бревну через 25-метровую скальную расщелину – Страну Желанную снимали уже в Крыму.

Для этого сказочного уголка как будто и была создана обустроенная дворцами и парками природа Южного берега. На бороде джинна Боссе пролетел мимо замка «Ласточкино гнездо» и приземлился в Никитском ботаническом саду, где встретил своего отца – короля Страны Желанной и узнал, что он не просто шведский мальчик Бо Вильгельм Ольсен, а принц Мио. По аллеям Воронцовского парка в Алупке Мио скакал на белом коне Мирамисе и там же познакомился с сыном садовника Юм-Юмом, который оказался удивительно похож на его школьного друга Бенке. Беседу Мио с отцом снимали в итальянском дворике Ливадийского дворца, а его переход во владения рыцаря Като – на Поликуровском холме в Ялте и на скале Крестовой в Нижней Ореанде.

«Я честно неделю в гипсе успела отходить, а потом, когда начались съемки, у меня оставалось несколько кадров, афишировать перелом не стала, – смеется Елена. – Дома гипс сама снимала, уезжала на съемки, а потом опять бинтами прикручивала».

Мировая премьера сказки, саундтрек которой, кстати, написал сам Бенни Андерссон из легендарного квартета «АВВА», состоялась 28 сентября 1987 года. И чуть позже Владимир Грамматиков, как режиссер этого фильма, получил престижный приз Cinekid Film в Амстердаме.

Будущие кинозвезды – Бейл и Пиккард

За полетами Лены Ступаковой на бороде джинна наблюдал весь Стокгольм

Самый сложный эпизод фильма сняли с одного дубля

Сегодня Елена Ступакова – счастливая мама двух детей

Мио стал телезвездой и ресторатором, а Юм-Юм – Бэтменом и «оскароносцем»

У Ника Пиккарда и Кристиана Бейла после этой сказки кинокарьера пошла на подъем, но по разным траекториям. 38-летний Ник сейчас звезда английских многосезонных телесериалов. В обойму он попал сразу же с конца 1980-х и последние 18 лет блистает в роли Тони Хатчинсона из сериала «Холлиокс». Этой славы ему хватило на собственную сеть ресторанов в Лондоне и паб Chilled Eskimo для его мамы.

А Кристиана Бейла именно после «Мио, мой Мио» заметил Стивен Спилберг и утвердил тогда еще 13-летнего мальчика на главную роль в своей военной драме «Империя солнца». И сегодня 39-летний Кристиан Бейл – суперзвезда Голливуда с «Оскаром» в активе и супергонорарами за исполнение ролей Бэтмена в трилогии Кристофера Нолана «Темный рыцарь» и Джона Коннора в продолжении «Терминатора».

Ну, а крымчанка Лена Ступакова как каскадер снималась еще в нескольких картинах. Летала над морем в сказке «Гуси-лебеди», дублировала подростков – героев фильма «Лиловый шар», вскарабкивалась матросом на мачты кораблей в «Приключениях капитана Блада». А потом вышла замуж – в 18 лет. Через год родила дочку Настю и еще через год сына Александра. Вместе с мужем развивает свой сувенирный бизнес: разрабатывает дизайн украшений для женщин, сама делает бусы, браслеты, кулоны.

«Я счастлива, дети меня радуют – тоже хорошо учатся и спортом серьезно занимаются, – улыбается Елена. – Мой Сашка – футболист, а Настя – мастер спорта по художественной гимнастике. О том, что в кино могла еще себя проявить, мне, как и многим, возможно, помешали 1990-е годы, не самые лучшие для кинематографа. А потом это было мне уже неинтересно, хотя если сейчас пригласят, я в отличной физической форме, могу подумать над таким предложением.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
25 апреля
24 апреля