Четвертый день не утихают страсти в городке Умань Черкасской области. События, которые произошли здесь 17 января на предприятии «Уманьгаз», всколыхнули не только этот райцентр, но и всю Украину.
Пенсионер Николай Басюк явился на свое рабочее место с ружьем – сначала он застрелил руководителя, затем ранил главного бухгалтера, а уже после покончил с собой. Большего резонанса этой истории придает тот факт, что руководитель ПАО «Уманьгаз» Владимир Мельник был депутатом областного совета и главой городской ячейки Партии регионов. Многие усмотрели в происшествии политические мотивы.
Из механика в руководители
51-летнего Владимира Мельника в Умани уважали. Карьеру он начинал обычным мастером на местном заводе, позже стал механиком «Уманьгаза», дослужился до заместителя директора, а в 2004 году возглавил предприятие.
В провинции не принято делить людей по цвету и партийности – оранжевые или голубые. Многие понимают, что руководителям предприятий и первым людям в городе нужно уметь работать с властью. В городе говорят, что именно из-за партийности Мельник стал депутатом областного совета. К нему обращались многие – приходили с проблемами и просьбами. Он активно принимал участие в жизни города – на митингах, праздниках, субботниках или парадах.
«Он был непростым руководителем, – рассказала „Взгляду“ сотрудница предприятия Валентина. – Но справедливым. Умел сала за шкуру залить, если в работе обнаруживал недостатки. Но в остальном на него не жаловались».
Неконфликтный стрелок
Убийца Мельника – Николай Басюк в «Уманьгазе» проработал почти всю жизнь – последние годы трудился начальником отдела по ремонту газопровода. Спокойный, неконфликтный, непьющий, в последнее время, говорят, стал религиозным. Проживал вдвоем с супругой, взрослые дети жили отдельно.
«Несколько лет назад Басюк рассказывал на работе о том, что заболел его внук, нужно лечение в столице, – рассказала Валентина. – Вроде бы даже подходил к Мельнику, чтобы тот помог деньгами. Но мы не расспрашивали – дал ли он денег и сколько, будет ли Басюк их возвращать».
Конфликтовать Басюк с Мельником начали примерно два года назад.
«„Уманьгаз“ – акционерное общество, – рассказал нам один из сотрудников, который попросил не называть его имя. – Владимир Мельник часть акций отписал собственной дочери Юлии. Тянулись какие-то суды, акции передавались из рук в руки, их (акции. – „Взгляд“) даже арестовывали. Но рядовые сотрудники были не в курсе этого. Басюк же несколько раз в разговорах утверждал, что Мельник хочет прибрать предприятие к рукам. Более того, Николай Басюк на совещаниях часто в открытую выступал против политики руководства. Из-за этого они не ладили между собой».
Закончилось все тем, что примерно год назад Владимир Мельник снял Николая Басюка с занимаемой должности.
«Но тот начал проситься не оставлять его без работы, и Мельник назначил его обычным механиком по заправке газового оборудования», – рассказал сотрудник «Уманьгаза».
Сейчас работники предприятия рассказывают, что на Басюка руководство «Уманьгаза» повесило огромную недостачу – то ли в 200 то ли в 300 тысяч гривен. Но знали об этом точно только Мельник, Басюк и главный бухгалтер предприятия Татьяна Чернявская.
Судный день
В роковую прошлую пятницу Николай Басюк пришел на работу как обычно – на 8 часов утра. С собой принес большую спортивную сумку, на которую никто не обратил внимания.
«Он прошел в кабинет к Мельнику и, наверное, минут сорок они о чем-то спорили, – рассказала Валентина. – Крики были слышны в бухгалтерии. Но о чем они спорили, мы не слышали».
Дальше события разворачивались как в кинобоевике – Басюк достал охотничью винтовку и выстрелил Владимиру Мельнику в голову. Никто не успел опомниться, как Басюк уверенно прошел в кабинет экономистов и прямо с порога выстрелил в главного бухгалтера. Татьяну Чернявскую ранило дробью в плечо, но женщина в панике успела выскочить из кабинета.
«Басюк закрылся в бухгалтерии, – рассказывает Валентина. – А мы начали кричать и выбегать на улицу. Дверь в кабинет Владимира Григорьевича была открыта. Он лежал… без головы. Только огромное красное пятно видно было». Убил и застрелился сам
Уже через 20 минут оперативники и спасатели оцепили здание.
«Нас попросили помочь с оцеплением, так как возле предприятия идет трасса, там большой поток машин. Могли пострадать случайные люди – мало ли что стрелку в голову придет, – признался спасатель Евгений Кравченко. – Долгое время милиционеры не могли решиться войти в помещение – не знали чего ожидать».
Пока на месте работали оперативники и СБУ, из Черкасс вызвали спецназ. Но дорога из Черкасс в Умань – это около 3 часов. Несколько часов милиционеры не знали, остался ли кто-то в помещении в заложниках, жив ли забаррикадированный стрелок, начнет ли он стрелять по вошедшим – в кабинет никто не входил.
Когда же попали на место ЧП, то обнаружили два трупа с раздробленными головами – убийца директора выстрелил из ружья себе в голову. Перед смертью Николай Басюк написал записку, в которой указал, что не имел другого выхода, и попросил за все прощения.
Сошел с ума
Бухгалтера Татьяну Чернявскую увезли в больницу практически сразу после ранения.
«Мама в стабильно тяжелом состоянии в реанимации», – рассказала «Взгляду» ее дочь Виктория.
«У супруги раздроблено плечо и локоть, – вздыхает ее муж Николай. – Медики говорят, что кость осталась целой. Сейчас пытаются спасти руку».
Шокированные сотрудники до вечера стояли под зданием и не могли прийти в себя от ужаса.
«Господи, а если бы он по всем начал стрелять?» – со слезами на глазах переспрашивали друг у друга женщины.
«Не говорите ерунды. Басюк был нормальным человеком, не стал бы он по простым людям стрелять, – уверяли мужчины. – Просто его до этого довели. Не было у него другого выхода, да и терять уже было нечего».
Однако почти все признаются, что переживают. Как теперь ходить на работу и сидеть в здании, никто не знает. В политическую версию убийства в Умани никто не верит. Да и в милиции утверждают, что причиной стал бытовой конфликт. Юрист «Уманьгаза» Марина Татаркина официально заявила – никаких долгов или недостач у предприятия не было, так что деньги вряд ли могли стать причиной кровавой расправы.
Впрочем, соседи Николая Басюка утверждают обратное.
«Когда на него долги вешать начали, он весь аж почернел. С женой ругался, – говорит один из соседей. – Боялся, что придется квартиру продать, чтобы рассчитаться с „Уманьгазом“. Не раз говорил, что на него давят, требуют. Дескать, он ни в чем не виноват, но Мельник решил за его счет дыру перекрыть. Вот и не выдержал – взялся за ружье. Но мужик явно сошел с ума – разве оно того стоило, чтобы себя убить еще и душегубом остаться?»
Николая Басюка похоронили в воскресенье – без батюшки и крестов, как и положено самоубийцам. С Владимиром Мельником прощались 20 января в административном корпусе дендропарка «Софиевка» – с почестями и огромным количеством цветов.
Руководитель «Уманьгаза» был застрелен в упор
Врачи пытаются спасти простреленную руку бухгалтеру Татьяне Чернявской