Майдан Незалежности – место, куда стремятся все впервые прибывшие в столицу: студенты, командировочные, туристы. «Не развели на Майдане – считай, в Киеве не побывал», – шутят местные торговцы. И они правы: на главной площади страны гостей ждет множество «лохотронов» и предложений услуг сомнительной необходимости.
Голубятники, например, за фото с птичкой просят 20 грн, потом в кадр подсаживают еще двух-трех пернатых и после фотосессии требуют уже 100. А девушки в платьях с конфетами требуют деньги не только за сладости, но даже за фото и за простой. Но визитная карточка Майдана – это все же ростовые куклы, которые охотятся на зевак по всей площади. Веселые Микки-Маусы, потрепанные Гарфилды и застиранные Зебры очень нравятся детям, а вот у родителей вызывают агрессию и даже страх. Чтобы выяснить почему, «Взгляд» решил в прямом смысле влезть в шкуру гигантской плюшевой зверушки.
Быть зверем – хитрое дело
Устроиться на работу игрушкой очень просто. На Майдане есть три точки, которые держат разные люди. Над каждой – свой стенд, своя вывеска «моментальное фото» и своя группа ростовых кукол. Достаточно подойти к одной из таких вывесок и попроситься на работу. Требования минимальные: трудоспособность, коммуникабельность и желание «зашибать бабки». Знание английского, а также столичных достопримечательностей не только приветствуется, но и дает возможность больше заработать. Официально не оформляют и документов не спрашивают. На первой же точке корреспондента «Взгляда» согласились принять на работу. Боссом оказался Олег, комплекцией напоминающий Карабаса-Барабаса. Своим бизнесом он очень гордится, то и дело вспоминая, что начинал с «грачевания» на старых «жигулях».
«Зря ты вышла в понедельник! На выходных больше народу и больше бабла. Ну да ничего, будешь с напарником ходить и все поймешь. Бросим тебя на амбразуру и посмотрим!» – сказал Олег.
Он повел меня в старый корпус гостиницы «Козацький шлях», где в подсобке хранят реквизит. Там мне выдали костюм зайца. «Хорошая зайка получилась! Будешь иметь успех!» – констатировал Олег. И добавил, что успешные «зверушки» могут претендовать на право пошить и носить индивидуальный костюм. Новички довольствуются тем, что есть.
Трудовой день начался, и почти сразу стало понятно, что работа игрушкой – дело хитрое, со множеством нюансов. Работают в паре, так заработать гораздо легче. Ко мне приставили Ваню. Парень в костюме Миньона из мультика «Гадкий Я» с важным видом начал вводить в курс дела.
«Я здесь уже полтора года. И скажу, что в первую очередь надо научиться видеть людей и быть хитрее всех. Я уже могу по походке и внешнему виду сказать, сколько можно «срубить» с человека и стоит ли вообще подходить! Ты, Зайка, подходи больше к мужикам. Они таких любят. Английский знаешь? Тогда ходи за мной, а я буду говорить, где иностранцы!» – объяснил Ваня.
В первую очередь, как выяснилось, нужно «высмотреть кадр» – так здесь называют людей с фотоаппаратами, добродушных увальней, зевак и людей с детьми. Следующий шаг – поймать взгляд и вступить в разговор, который ни в коем случае нельзя начинать со слов: «Давайте сфоткаемся!» Можно говорить о погоде, флиртовать, лезть обниматься. В общем, делать все, что только можно, лишь бы остановить клиента и заставить его улыбнуться. Дальше как бы невзначай нужно быстро предложить сфотографироваться вместе. Большинство соглашается сразу, даже не узнав цену. Один кадр стоит 20 грн, но задача ростовой куклы – ненавязчиво превратить его в целую фотосессию. В итоге меньше чем за 50 грн вы от «зверушки» не отделаетесь. С иностранцев берут больше – до 400 грн.
«Ты если видишь, что я фоткаюсь, то без спросу залезай ко мне в кадр. Тогда мы срубим по 20 не только за кадр, но и за костюм. Тут так все делают!» – пояснил напарник.
Журналист "Взгляда" в рабочем костюме
«Американцы – щедрые, испанцы – жадные»
С клиентами не очень везло, но через четверть часа на нас «клюнула» англичанка Эмили. Когда женщина заплатила 50 грн за фото, Ваня попросил у нее еще и «коинс». Оказалось, игрушки всегда просят у иностранцев подарить монету или купюру их страны. «Так нужно. Всегда проси у них, для коллекции. Это обязательное условие!» – назидательно сказал Ваня.
После Эмили началась полоса неудач. Туристка из Молдовы отказалась платить за фото и даже пыталась вызвать милицию, утверждая, что мы не только слишком много потребовали за фотографию, но и пытались подсунуть вместо ее денег фальшивые купюры. Удалив все фото, девушка, ругаясь, ушла. Та же история приключилась и с группой туристов из Петербурга.
«Россияне вообще не очень легко расстаются с деньгами!» – рассказала Микки-Маус Аня, к которой нас приставили в напарники после неудач с Миньоном Ваней.
На вопрос, какая нация легче всего расстается с деньгами, Аня ответила: «Граждане США – самые щедрые. У них всегда деньги есть, и они легко их отдают. Турки иногда хорошо платят. А вот испанцы, итальянцы – жадины. С киевлянами лучше вообще не связываться. Эти уже нас знают и дают гривну или две».
Аня с дипломом инженера работает Мышонком уже почти год, и начальство ее считает ударницей. «Кадр» находит быстро, молниеносно переключается от одного клиента к другому и в день может заработать до 1000 грн. Правда, половину выторга, как тут заведено, она отдает боссу. За месяц «набегает» 6-8 тыс. грн.
Больше, чем фото
С Микки-Маусом дела пошли лучше. Мы работали в паре, зазывали друг друга в кадр, а гонорар делили 50/50. Благодаря Ане «Взгляду» удалось заработать 280 грн. Для первого дня – хороший результат.
Чаще всего на нас велись турки. Причем не всегда в обмен на фото они предлагали деньги.
«Слушай, а вы только фоткаетесь или можно еще прийти вечером?» – подмигнув, спросил один. В ответ на отказ он только улыбнулся и добродушно спросил: «Ну тогда подскажи, где девочку достать бесплатно, и чтоб днем, а не вечером?»
Где найти девочек днем, мы не знали. Выручила Аня. «С такими даже не разговаривай, сразу посылай в Vodka Bar!» – сказала она и упорхнула к следующему клиенту.
Но на этом домогательства не закончились. Со всех сторон летели фразы типа: «Эй, Зайка, у меня есть для тебя большая морковка!»
Были в работе и свои плюсы. Искренняя радость детей, которые, увидев гигантскую игрушку, лезли обниматься, смеялись, но очень расстраивались, когда понимали, что перед ними человек. Не хотелось требовать с них деньги за фото, но ничего не поделаешь...