Это при Союзе мотоцикл был средством передвижения. Но дребезжащие «байки» марок «Урал» и «Иж» догнивают в гаражах, а на смену им пришла новая порода. Эти мотоциклы – мода, даже фетиш, и поддаются ей не только суровые любители рок-музыки и звезды шоубиза: «двухколесную мечту» заводят себе все больше чиновников высшего ранга и политиков, ранее предпочитавших перемещаться в комфортных авто представительского класса. «Взгляд» разбирался, почему власть предержащие оказались столь подвержены мотокультуре.
Российский тренд
По-видимому, мода на участие в байкерских клубах пришла к нам от соседей: там это движение находится под негласной защитой Владимира Путина. Президент РФ и сам не прочь «тряхнуть стариной»: в 2010 году он примчался на байк-шоу в Севастополь на трицикле, украшенном флагами Украины и России, а выступая на сцене, поприветствовал мотоциклистов по-украински: «Хай живе байк!»
В этом году российский мотоклуб «Ночные волки» соберет любителей «железных коней» 18-19 августа в том же Севастополе. Погуляв хорошенько на музыкальном фестивале, байкеры отправятся в Волгоград: слет приурочили к 70-летию знаменитой Сталинградской битвы. Известно, что Владимир Путин уже получил от оргкомитета приглашение заглянуть в гости – его передал президент «Ночных волков» Александр «Хирург» Залдостанов. Правда, пресс-служба президента России пока не ответила «Взгляду», ждать ли Путина в этом году.
Интересно, что лидер байкеров позвал в гости и одного из самых известных украинских фанатов мотоцикла – вице-премьера Александра Вилкула. В отличие от коллег по Кабмину, которые недавно увлеклись мотомодой, Вилкул «болеет» «байками» всерьез уже 25 лет. Он даже подсчитал, что в общей сложности проехал более 150 тыс. км. Привязанность к мотоциклам Вилкул описывает как «увлечение сильных духом и уверенно смотрящих вперед людей». С единомышленниками он даже основал мотоклуб в родном Кривом Роге «Black Ravens». Своей любимой моделью чиновник называет японский Honda Gold Wing GL1800. Новый такой экземпляр стоит в районе 300 тыс. грн.
– Человек, который хочет начать ездить на мотоцикле, должен понять, что это особая философия, и главное здесь – свобода и дорога. Те мотоциклисты, которые ездят от кафе до кафе, не очень уважаемы в нашей среде, – признался «Взгляду» Вилкул. – Правда, с политиками я не катался.
Раритетную модель Ющенко подарила жена
А вот другие «высокие» любители мотомоды не желают афишировать свои пристрастия. Но их выдают декларации о доходах, где упоминаются престижные приобретения. По документам, «чоппером» (шоссейный мотоцикл) владеет заместитель генпрокурора Ренат Кузьмин. В его гараже – американский Harley Davidson Fat Boy 2010 года. Согласно сайту официального дилера легендарной марки, стоимость модели последней модификации – около 300 тыс. грн. На сайтах перепродаж за «байк» 2010 года просят около 200 тыс. грн.
В своеобразном клубе ценителей Harley Davidson «состоят» также глава Администрации президента Украины Сергей Левочкин (у него модель 2011 года), а также назначенный недавно председателем Конституционного суда Вячеслав Овчаренко (у него вообще целых семь «байков», причем «харлей» только один – и целых пять марки Yamaha!).
Harley Davidson был и у третьего президента Украины Виктора Ющенко. В декларациях за прошлые годы он указывал, что владеет моделью 1994 года выпуска. А в 2006 году Ющенко признался, что жена подарила ему мотоцикл 1942 года. Что стало с двухколесной машиной – так и осталось тайной: Ющенко о ней больше не вспоминал. Но на рынках США – а именно там можно купить такую, фактически музейную, редкость – стоимость «чоппера» военных лет доходит до $500 тыс.
МНЕНИЕ БАЙКЕРА
Олег Покальчук, социальный психолог (30 лет мотостажа)
«Нельзя сказать, что политики, купившие себе, скажем, Harley Davidson, сразу на него и пересели. Он стоит в гараже! Выезжают раз в пятилетку — и то на закрытые трассы. Охрана разве пустит на оживленные улицы? У них есть даже клубы из депутатов и политиков — таких же, как они сами. Для настоящего фаната мотоцикл — его постоянное средство передвижения. Кататься — это одно. Когда много ездишь на мотоцикле, меняются взгляды, привычки. Даже одежду выбираешь ту, что не сковывает движения. На такие перемены решаются не все».