В то время как столичный метрополитен жалуется на нехватку новых составов и списывает уже отжившие свое поезда, на железнодорожной станции Киев-Петровка уже около месяца простаивает целый состав новеньких вагонов метро, прибывших с завода «Вагонмаш» из Санкт-Петербурга. «Взгляд» разыскал скучающие без дела вагоны и узнал, почему власти города задерживают их растаможку и запуск на рельсы.
Растаможка
Дожидаясь прохождения всех таможенных процедур, состав метро уже месяц стоит на грузовой станции Киев-Петровка. Причем охранников вокруг не видно: к вагонам можно свободно подойти в любое время суток. Удивительно, что до них еще не добрались подростки с баллончиками краски. Внутри же вагонов разбросаны деревянные ящики и прочий хлам, как будто их используют под склад.
В пресс-службе метрополитена «Взгляду» рассказали, что для окончательной растаможки деньги должна перечислить КГГА, и когда это произойдет — они не знают. В мэрии же заверили: все финансовые вопросы уже решены.
Остались процедурные вопросы. Через 10–12 дней начнутся испытания нового поезда», — заявил «Взгляду» замглавы КГГА Анатолий Голубченко.
По словам специалистов, ходовые испытания могут продлиться от двух недель до двух месяцев. Ранее в метрополитене сообщали, что в этом году закупят 50 вагонов производства завода «Вагонмаш» за 40 млн евро кредита от ЕБРР. Все новые поезда планируют запустить на синюю ветку метро.
Космический дизайн
Главное отличие нового поезда — оригинальный дизайн кабины машиниста. Жители Санкт-Петербурга, где уже курсируют такие поезда, прозвали их «пришельцами» — за округлую форму лобового стекла и необычное расположение фар.
По техническим характеристикам и интерьеру новые вагоны — практически точная копия их старых собратьев с Мытищинского завода, которые с 1977 года перевозят пассажиров в столичной подземке.
«По рабочим показателям новые вагоны не отличаются от прежних. Правда, новые экономичнее: чтобы завести этот вагон, тратится на 30% меньше электроэнергии», — рассказал «Взгляду» главный инженер КП «Киевский метрополитен» Владимир Зель.
На сегодняшний день, говорят в метрополитене, срочной замене подлежат 107 отживших свое вагонов, еще 185 нуждаются в модернизации. Буквально на днях подземка отдала на списание 32 устаревших вагона (см. «Взгляд» от 5 марта): перевозить в них пассажиров стало просто опасно. В то же время модернизировать вагоны на Крюковском вагоностроительном заводе — тоже дорогое удовольствие. Недавно с предприятием был подписан контракт на обновление 95 вагонов, проект рассчитан до ноября 2014 года.
«Первый вагон поступит не раньше чем через 10 месяцев, остальные пойдут уже в следующем году, — рассказывает начальник Главного управления транспорта КГГА Евгений Водовозов. — Конечно, это не устранит всех проблем. Мы готовы модернизировать все 180 устаревших вагонов, но пока на это нет денег».
Выгоднее обновить
Один модернизированный вагон обходится примерно в 10 млн грн, тогда как на один новый вагон, купленный в Петербурге за деньги ЕБРР, потратили в среднем 8 млн грн. Но специалисты говорят, что все не так, как кажется на первый взгляд.
«Сравнивать эти варианты — это все равно что сравнивать старые „Жигули“ с японской иномаркой, — уверен Владимир Зель. — После модернизации мы получим вагоны качественно другого уровня. Главное отличие — это асинхронный двигатель, который экономит до 40% электроэнергии. Служить они будут намного дольше, и меньше людей понадобится для их обслуживания. Новый вагон такого образца сегодня стоит 14–15 млн грн. Так что за счет модернизации мы на каждом экономим по 5 млн».
Для того чтобы превратить устаревший вагон в современный, на заводе снимают все детали, оставляя лишь каркас. Обновленный поезд получает не только современный дизайн, но и японскую «начинку». Так что деньги, вложенные в такие поезда, окупаются очень быстро, уверяют специалисты.