После столкновений ночью 19 июля жизнь в лагере протестующих против злоупотреблений милиции на киевском Майдане вернулась в нормальное русло. «Взгляд» побывал в гостях у пикетчиков, чтобы узнать, как они себя чувствуют спустя пять дней после начала акции.
Угощают пирогами и жертвуют деньги
Пикетчикам не позавидуешь: стоять приходится с утра до позднего вечера. Что должно случиться, чтобы они разошлись, непонятно. Над головами протестующих плакаты, написанные от руки: «Президент Украины, услышьте меня!» или «Сегодня уничтожили мою семью, а завтра вашу!» Свободное время коротают в беседах с прохожими. Врадиевцев среди собравшихся нет. Все они уехали после встречи с министром МВД Виталием Захарченко.
59-летняя Елена Пацева из Краматорска рассказывает, что она здесь, потому что над ее сыном издевались в милиции, а сейчас он в СИЗО – дело, по мнению матери, сфабриковано.
«В 2009 году сына отвезли в милицию, где его избивали, пытали электрошокером, душили, надевая кулек на голову. А все для того, чтобы он взял на себя убийство. Организовали ложное опознание, после которого Сергей очутился в СИЗО. Который год я бьюсь, чтобы его освободить и доказать пытки и сфабрикованность дела, но никаких подвижек нет. Куда бы я ни обращалась – все спускают в область и Краматорск, а там один ответ: „Противоправных действий сотрудников милиции не было“», – рассказывает Елена.
Она говорит, что целыми днями стоит на Майдане, а ночует у знакомой. Еду покупает за свои деньги. Бывает, правда, что жители столицы принесут чего-нибудь.
«Пирогами угощают и деньги жертвуют», – улыбается Елена.
Стоять на Майдане она готова столько, сколько потребуется: «Мне, бывает, бросают в лицо, дескать, чего вышла с частным случаем. Разбирайся сама! А я отвечаю: „Милицейский беспредел – это национальная беда. И президент Янукович должен обратить на нее внимание!“»
Сочувствующих мало
65-летняя Надежда Клешня, доцент Национального авиационного университета, бросает купюру в 10 гривен в коробку с прорезью и надписью «Пожертвования». На вопрос, зачем она это сделала, преподаватель отвечает: «В силу возраста не могу стоять здесь, но поддерживаю борьбу. И мне обидно, что большинство безразлично относится к этому. Бесхребетность налицо. Достаточно взглянуть вокруг!»
Рядом с пикетчиками – толпы гуляющих. Но, похоже, им действительно нет дела до протеста. Люди прогуливаются, фотографируются на фоне фонтанов, по пикетчикам лишь скользят взглядом. Милиция тоже обращает внимание поскольку-постольку.
«А чего за ними следить? Стоят себе спокойно, порядок не нарушают», – недоуменно ответил «Взгляду» один из дежурящих на Майдане милиционеров.
На Майдане протестуют лишь несколько человек