«Мы рассматривали функцию наполнения бюджета исключительно как результат улучшения администрирования налоговых и таможенных платежей, создания комфортных условий для ведения бизнеса. Мы выстраивали наши отношения с бизнесом таким образом, чтобы быть в первую очередь не контролером, а надежным и прогнозируемым партнером», — рассказывает он.
Министерство, а еще до него Государственная налоговая служба, которую также возглавлял Клименко, провозгласило превращение фискального органа, каким изначально была налоговая администрация, в сервисную службу. «Что я вижу сейчас – четкая ориентация ведомства на выполнение плана, фискализация. Даже название реформированного министерства – государственная фискальная служба. То есть, ни о каком партнерстве речи больше не идет», — говорит Клименко.
«Мы два года словно мантру твердили, что налоговые и таможенные поступления должны утверждаться не планом в начале года, а быть адекватны текущим макроэкономическим показателям и расти исключительно за счет выведения экономики из тени, а не за счет создания дополнительной нагрузки на бизнес», — напоминает Клименко. С этим соглашались и эксперты, и оппозиционные политики.
Сегодня же интересы инвесторов стали второстепенными, полагает экс-министр. С ними продолжают встречаться, но это общение превратилось в формальность.
«Яркий пример — принятый вариант налоговой амнистии, который изначально назначает бизнес виновным и требует от него доказать, что он не причастен к схемам», — говорит бывший чиновник.
Сейчас созданы все механизмы для того, чтобы налоговые органы могли спокойно и вполне законно давить на бизнес, который сегодня уязвим как никогда. И станет еще менее защищенным, если будет создана служба финансовых расследований. Никакой бизнес-омбудсмен от ЕБРР здесь не поможет.
«Мне больно смотреть на все происходящее, когда под лозунгами улучшения бизнес просто загоняется в ловушку», — резюмирует Клименко.