23:26

воскресенье,
15 сентября

Новости Страна Общество

Можно ли добиться компенсаций в случае ЧП на транспорте в Украине?

13.01.2014 / 18:48
Можно ли добиться компенсаций в случае ЧП на транспорте в Украине?
Ирина Рыбакова, Григорий Макаров
Практика показывает, что добиться сатисфакции может каждый пассажир, правда пройдя семь долгих кругов судебного разбирательства

Вчера исполнилось два года со дня крушения итальянского лайнера «Коста Конкордия». Судно наскочило на риф возле средиземноморского побережья, получило пробоину и затонуло.

Абсолютно все пассажиры горе-лайнера получили компенсацию в размере 11 тыс. евро, а раненые и семьи погибших – и того больше. Для них денежное возмещение ущерба рассчитывалось индивидуально. «Взгляд» решил разобраться, как обстоят дела с компенсациями для украинских пассажиров, попавших в переделку во время путешествия. Можно ли добиться справедливости в случае ЧП и на какие суммы рассчитывать?

Поезда

Если поезд серьезно опоздал или вы получили травмы, старайтесь зафиксировать это: сохраните билет, сфотографируйте происшествие на мобильный, запишите телефоны свидетелей. «В случае получения травмы нужно обратиться к врачам, которые дадут выписку о получении травмы именно в поезде. Привлеките свидетелей, которые могли бы подтвердить, что причиной стала не ваша собственная невнимательность. Если поезд опаздывает, необходимо обратиться к начальнику поезда или вокзала за письменными объяснениями. Этот документ – подтверждение нарушения ваших прав», – пояснил нам юрист Ростислав Кравец.

Правозащитник Украинского Хельсинского Союза Максим Щербатюк – первый украинский пассажир, которому удалось выиграть суд из-за опоздания поезда. «Из-за поломки мой „Хюндай“ простоял посреди поля три часа. Я добился частичной компенсации стоимости билета – 100 гривен. А Высший суд рассматривает дело о моральной компенсации в 1000 гривен. Сумма не так важна, как доказательство того, что мои права были нарушены», – сказал он.

Такси

Предприниматели должны страховать своих пассажиров и водителей. Но, по словам председателя профсоюза таксистов Василия Попика, около трех четвертей таксистов работают полулегально. Недаром таксисты при посадке даже снимают шашечки, чтобы потом было меньше возможностей предъявить претензии. В такой ситуации юристы советуют писать заявление в милицию: это может стать поводом для лишения службы такси лицензии.

«Если автомобиль опоздал или не приехал, ожидать компенсации можно только от серьезных компаний. Они ценят своих клиентов и пытаются найти компромисс. С остальных взятки гладки», – отметил Попик.

Самолеты

Все пассажиры должны быть застрахованы на случай болезни или смерти. Об этом сказано в законе «О туризме». «В случае крушения самолета страховая выплачивает пострадавшему или его родственникам сумму в $10-20 тыс. Существуют также дополнительные виды страхования. Мы, например, для туристов ввели страхование от невылета», – информирует коммерческий директор туроператора Join UP Александр Альба. Таким образом, если из-за проблем со здоровьем, отказе или задержке в выдаче визы, отмене вылета туристу не удалось улететь, страховая компенсирует его затраты на путевку.

Автобусы, маршрутки

Судиться с частными перевозчиками намного проще, чем с крупными госкомпаниями, уверяет правозащитник Максим Щербатюк. В Украине чуть ли не каждый месяц суды выносят положительные решения по искам пассажиров. «Вспомним совсем недавнее дело, когда водитель вытолкал пассажира из маршрутки, из-за чего тот получил повреждения. Пассажиру выплатили моральную компенсацию, а перевозчика оштрафовали», – говорит эксперт.

Если вы попали в аварию или травмировались в маршрутке, нужно вызвать скорую помощь. «Подтверждением того, что травма была получена именно в маршрутке, будет заключение врачей, протокол сотрудников милиции о хулиганстве водителя, документы об аварии ГАИ», – добавляет юрист Ростислав Кравец. Дополнительной уликой может стать и талончик. Но на билет не стоит возлагать больших надежд – он не именной, и точно такие же могут быть и в других марштурках.

В метро виновных ищут месяцами

ЧП в столичном метрополитене – редкость. Но в случае, если пассажир решит добиться возмещения ущерба от перевозчика, ходить по судам придется долго. И не факт, что дело увенчается успехом.

В этом на своем опыте убедилась 73-летняя Елена Ярославская: она пострадала из-за поломки эскалатора на станции «Золотые ворота». Резиновый поручень оторвался, закрутил пассажирку и протащил вниз по лестнице.

Женщина обратилась в суд, где потребовала оплатить лечение в 8254 грн по чекам, а также компенсировать моральный ущерб в 100 тыс. грн, но так ничего и не добилась. Суд не обнаружил виновных.

«Меня только гоняли по инстанциям. Когда обратилась в прокуратуру, со мной связался следователь милиции линейного управления метрополитеном, чтобы допросить. Потом потребовали получить историю болезни в больнице, в которой я лежала. Получила документы, которые приложили к делу... Потом в прокуратуре мне предложили написать письмо на имя директора метрополитена. Но я хотела передать его лично, а не через прокуратуру. Но мне не разрешили. На том дело и закончилось», – вздыхает Елена Тимофеевна.

Не спорьте с таксистами!

Начальник пресс-службы ГУ МВД в Киеве Ольга Билык рекомендует: "Если возник любой конфликт в автобусе, набирайте номер «102». Укажите, где вы находитесь, договоритесь, на какой остановке вас будут ждать милиционеры. В метро сообщайте обо всем машинисту через переговорное устройство: на следующей станции нарушителя встретят. А в поездах дежурит транспортная милиция. Чтобы ее вызвать, достаточно обратиться к проводнику. В случае конфликта с водителем такси не спорьте. Лучше покинуть машину и записать ее госномер."

Удачнй пример

Успешным опытом судебных баталий поделилась львовянка Ольга Польщикова. Суд обязал транспортную компанию выплатить женщине компенсацию в 25 тыс. грн.

Польщикова получила перелом хребта в маршрутке из-за того, что водитель слишком резко нажал на педаль газа, а в салоне не оказалось поручней. Пострадавшую отвезли в больницу, где она провела полгода.

После выхода из больницы Ольга обратилась в милицию, но та отказалась возбудить уголовное дело. После чего женщина пошла в суд. Перевозчик наказал водителя увольнением, но своей вины не признавал. Даже представил сфальсифицированное фото салона автобуса с установленными поручнями. В итоге судьи стали на сторону пострадавшей и обязали перевозчика выплатить компенсацию.

Львовский юрист Мирослав Грицяк советует в случае получения травмы требовать компенсации. Если перевозчик не идет на мировую – обращаться в суд.

Но даже если удастся доказать, что травма была получена по вине водителя, получить компенсацию будет тяжело. Причина в том, что лицензии на перевозку пассажиров в пределах города выдают без обязательного страхования. Получается, что водители не несут никакой ответственности в случае травмирования пассажиров в салоне.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
15 сентября
14 сентября
13 сентября