Вчера исполнилось два года со дня крушения итальянского лайнера «Коста Конкордия». Судно наскочило на риф возле средиземноморского побережья, получило пробоину и затонуло.
Абсолютно все пассажиры горе-лайнера получили компенсацию в размере 11 тыс. евро, а раненые и семьи погибших – и того больше. Для них денежное возмещение ущерба рассчитывалось индивидуально. «Взгляд» решил разобраться, как обстоят дела с компенсациями для украинских пассажиров, попавших в переделку во время путешествия. Можно ли добиться справедливости в случае ЧП и на какие суммы рассчитывать?
Поезда
Если поезд серьезно опоздал или вы получили травмы, старайтесь зафиксировать это: сохраните билет, сфотографируйте происшествие на мобильный, запишите телефоны свидетелей. «В случае получения травмы нужно обратиться к врачам, которые дадут выписку о получении травмы именно в поезде. Привлеките свидетелей, которые могли бы подтвердить, что причиной стала не ваша собственная невнимательность. Если поезд опаздывает, необходимо обратиться к начальнику поезда или вокзала за письменными объяснениями. Этот документ – подтверждение нарушения ваших прав», – пояснил нам юрист Ростислав Кравец.
Правозащитник Украинского Хельсинского Союза Максим Щербатюк – первый украинский пассажир, которому удалось выиграть суд из-за опоздания поезда. «Из-за поломки мой „Хюндай“ простоял посреди поля три часа. Я добился частичной компенсации стоимости билета – 100 гривен. А Высший суд рассматривает дело о моральной компенсации в 1000 гривен. Сумма не так важна, как доказательство того, что мои права были нарушены», – сказал он.
Такси
Предприниматели должны страховать своих пассажиров и водителей. Но, по словам председателя профсоюза таксистов Василия Попика, около трех четвертей таксистов работают полулегально. Недаром таксисты при посадке даже снимают шашечки, чтобы потом было меньше возможностей предъявить претензии. В такой ситуации юристы советуют писать заявление в милицию: это может стать поводом для лишения службы такси лицензии.
«Если автомобиль опоздал или не приехал, ожидать компенсации можно только от серьезных компаний. Они ценят своих клиентов и пытаются найти компромисс. С остальных взятки гладки», – отметил Попик.
Самолеты
Все пассажиры должны быть застрахованы на случай болезни или смерти. Об этом сказано в законе «О туризме». «В случае крушения самолета страховая выплачивает пострадавшему или его родственникам сумму в $10-20 тыс. Существуют также дополнительные виды страхования. Мы, например, для туристов ввели страхование от невылета», – информирует коммерческий директор туроператора Join UP Александр Альба. Таким образом, если из-за проблем со здоровьем, отказе или задержке в выдаче визы, отмене вылета туристу не удалось улететь, страховая компенсирует его затраты на путевку.
Автобусы, маршрутки
Судиться с частными перевозчиками намного проще, чем с крупными госкомпаниями, уверяет правозащитник Максим Щербатюк. В Украине чуть ли не каждый месяц суды выносят положительные решения по искам пассажиров. «Вспомним совсем недавнее дело, когда водитель вытолкал пассажира из маршрутки, из-за чего тот получил повреждения. Пассажиру выплатили моральную компенсацию, а перевозчика оштрафовали», – говорит эксперт.
Если вы попали в аварию или травмировались в маршрутке, нужно вызвать скорую помощь. «Подтверждением того, что травма была получена именно в маршрутке, будет заключение врачей, протокол сотрудников милиции о хулиганстве водителя, документы об аварии ГАИ», – добавляет юрист Ростислав Кравец. Дополнительной уликой может стать и талончик. Но на билет не стоит возлагать больших надежд – он не именной, и точно такие же могут быть и в других марштурках.
В метро виновных ищут месяцами
ЧП в столичном метрополитене – редкость. Но в случае, если пассажир решит добиться возмещения ущерба от перевозчика, ходить по судам придется долго. И не факт, что дело увенчается успехом.
В этом на своем опыте убедилась 73-летняя Елена Ярославская: она пострадала из-за поломки эскалатора на станции «Золотые ворота». Резиновый поручень оторвался, закрутил пассажирку и протащил вниз по лестнице.
Женщина обратилась в суд, где потребовала оплатить лечение в 8254 грн по чекам, а также компенсировать моральный ущерб в 100 тыс. грн, но так ничего и не добилась. Суд не обнаружил виновных.
«Меня только гоняли по инстанциям. Когда обратилась в прокуратуру, со мной связался следователь милиции линейного управления метрополитеном, чтобы допросить. Потом потребовали получить историю болезни в больнице, в которой я лежала. Получила документы, которые приложили к делу... Потом в прокуратуре мне предложили написать письмо на имя директора метрополитена. Но я хотела передать его лично, а не через прокуратуру. Но мне не разрешили. На том дело и закончилось», – вздыхает Елена Тимофеевна.
Не спорьте с таксистами!
Начальник пресс-службы ГУ МВД в Киеве Ольга Билык рекомендует: "Если возник любой конфликт в автобусе, набирайте номер «102». Укажите, где вы находитесь, договоритесь, на какой остановке вас будут ждать милиционеры. В метро сообщайте обо всем машинисту через переговорное устройство: на следующей станции нарушителя встретят. А в поездах дежурит транспортная милиция. Чтобы ее вызвать, достаточно обратиться к проводнику. В случае конфликта с водителем такси не спорьте. Лучше покинуть машину и записать ее госномер."
Удачнй пример
Успешным опытом судебных баталий поделилась львовянка Ольга Польщикова. Суд обязал транспортную компанию выплатить женщине компенсацию в 25 тыс. грн.
Польщикова получила перелом хребта в маршрутке из-за того, что водитель слишком резко нажал на педаль газа, а в салоне не оказалось поручней. Пострадавшую отвезли в больницу, где она провела полгода.
После выхода из больницы Ольга обратилась в милицию, но та отказалась возбудить уголовное дело. После чего женщина пошла в суд. Перевозчик наказал водителя увольнением, но своей вины не признавал. Даже представил сфальсифицированное фото салона автобуса с установленными поручнями. В итоге судьи стали на сторону пострадавшей и обязали перевозчика выплатить компенсацию.
Львовский юрист Мирослав Грицяк советует в случае получения травмы требовать компенсации. Если перевозчик не идет на мировую – обращаться в суд.
Но даже если удастся доказать, что травма была получена по вине водителя, получить компенсацию будет тяжело. Причина в том, что лицензии на перевозку пассажиров в пределах города выдают без обязательного страхования. Получается, что водители не несут никакой ответственности в случае травмирования пассажиров в салоне.