23:59

четверг,
21 ноября

Ильичевское горе: зачем Порошенко понадобился Черноморский порт?

12.04.2019 / 14:58
Ильичевское горе: зачем Порошенко понадобился Черноморский порт?
Становится совершенно очевидным, что продлить свое правление Петру Порошенко и его приспешникам на следующую пятилетку не удастся.

По последним подсчетам социологов, во втором туре он проиграет сопернику более 40 процентов. Получив результаты последней социологии, Петр Алексеевич понял, что терять ему нечего. Согласно информации источников на Банковой, оставшееся до инаугурации Владимира Зеленского время он намерен использовать для того, чтобы «надоить» как можно больше денег из разнообразных источников.

Доите, Петя, доите

Одной из таких «дойных» коров Порошенко и его друзья решили сделать Черноморский порт. Стало известно, что правая рука Петра Алексеевича, ответственная за решение всяких деликатных вопросов – Александр Грановский, - уже взял под контроль судебные тяжбы вокруг предприятия, которому и без того который год не дают полноценно работать.
Напомним, Черноморский порт никак не может расквитаться с судебными разбирательствами с ООО «Контейнерный терминал Ильичевск» (КТИ) и вернуть свои активы. Потенциальные инвесторы таких тяжб боятся как огня, а потому не торопятся нести деньги в потенциально весьма привлекательное предприятие.

Эта история началась еще в 2005 году, когда Черноморский порт заключил с КТИ договор о совместной деятельности, продолжавшейся в итоге десять лет. В общее дело порт внес имущественный вклад - здания и причалы, которые после расторжения договора о сотрудничестве потребовал вернуть. Кроме того, спорным в итоге оказалось имущество – перегрузочная техника и технологическое оборудование – на сумму почти 152 млн грн. В общей сложности речь идет о 50 миллионах долларов.

Однако КТИ возвращать имущество отказался, поэтому порт вынужден был подать в суд. Но разбирательства в общей сложности длятся уже более двух лет – и ничего не меняется. Частная компания проиграла все споры – суд отказался взыскать с порта их вклад в совместную деятельность, а также признавать право собственности на имущество, приобретенное за счет средств, вложенных КТИ. В настоящее время это имущество, купленное во время сотрудничества с ООО «Контейнерный терминал Ильичевск», входит в инфраструктуру порта.

Осенью 2017 года Одесский апелляционный хозсуд в очередной раз отказался удовлетворять исковые требования КТИ, однако компанию это не остановило – уже по истечении всех сроков на подачу кассации в мае 2018 года она все же подала кассационную жалобу, и суд принял жалобу к рассмотрению. Назначено рассмотрение дела было на 6 ноября, и появился шанс, что на этом имущественные мытарства Черноморского порта закончатся. Вот только в конечном итоге судья Кассационного хозяйственного суда в составе Верховного суда Елена Кибенко отложила рассмотрение дела на неопределенный срок.

А мы тянем-потянем…

Столь длительные судебные разбирательства с частной компанией ставят Черноморский порт на грань выживания. Так, в 2018 году контейнерный терминал порта не переработал ни единого контейнера. Об этом заявила менеджер Офиса Национального инвестиционного совета, экс-заместитель министра инфраструктуры Украины Надежда Казначеева. Она же указала на то, что в 2012 году он переребатывал более 700 тысяч контейнеров.

В порт собирался прийти самый большой контейнерный оператор в мире – «Hutchison Ports», - который мог бы вдохнуть в Ильичевск новую жизнь. Рассматривала вероятность обосноваться в Украине также известная компания «DP World» и другие крупные инвесторы. Но все они не готовы вложить деньги в порт, который с 2015 года не может разобраться с бывшими партнерами по бизнесу.

О том, что контейнерный терминал в Ильичевске простаивает, хотя совсем недавно делил первое место с терминалом в Одессе, заявил также сооснователь и директор компании RISOIL S.A. Шота Хаджишвили на своей странице в Facebook.
Аналитик ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев также отметил, что результатом простоя терминала стал конфликта порта и КТИ.
Вины Черноморского порта тут нет, ведь в итоге все упирается в медлительность и вальяжность украинской судебной системы.

Впрочем, и не только в нее. Источники уверяют, что такие сложности возникли по вине настоящих владельцев ООО «Контейнерный терминал Ильичевск», для которых желание выиграть суды при отсутствии всякой доказательной базы стало делом политическим, а не только бизнесом.

Не секрет, что ООО «Контейнерный терминал Ильичевск» связано с российским бизнесом. Именно поэтому во времена президента Виктора Януковича компания чувствовала себя в Черноморском порту весьма вольготно, а после бегства экс-президента и начались проблемы. Тогда КТИ стало некому прикрывать из Киева и порт попытался начать работать с ним на рыночных условиях.

Согласно данным Единого государственного реестра, владельцем компании является компания «Транспортейшн Инвестмент Лимитед» (Великобритания), а окончательным бенефициарным владельцем является гражданин России – Андрей Кобзарь.
Полтора десятка лет назад ЧП «Укртрансконтейнер», на базе которого потом и вырос гигант КТИ, являлось «дочкой» российской Национальной контейнерной компании.

В порту не под запись говорят о том, что пробиться сквозь бастионы судебных разбирательств им очень сложно, ведь сторона КТИ не скупится на соответствующие поощрения нужным людям. В конечном итоге они нашли новое прикрытие в Киеве. Надеясь остаться на второй срок, Петр Порошенко еще пытался держать лицо. Теперь же терять ему нечего, а потому Александр Грановский надавил на судей, которые готовы принять решение в пользу КТИ и обеспечить Петру Алексеевичу и его людям источник дохода после потери доступа к бюджетным деньгам.

А ведь дело это политическое - россиянам вовсе не хочется терять такой лакомый кусочек имущества в Украине. Порт является стратегическим объектом, и часть инфраструктуры одного из самых значительных предприятий Украины может перейти в пользование России. Если только НАБУ и СБУ не заинтересуются тем, кто из судей и почему именно так затягивает решение вопроса.

Черноморский порт сейчас практически простаивает. Невозможность развиваться ставить отрасль в Ильичевске на грань банкротства, а потери от невозможности привлечь в порт инвесторов и начать использовать мощности на полную, исчисляются сотнями миллионов гривен ежегодно.

ООО «Контейнерный терминал Ильичевск» остается «собакой на сене», более двух лет не использующей имущество и не дающей использовать его Черноморскому порту. Тот, кто оседлает в итоге эту «лошадку», выбивающую копытцами золото, обеспечит себе бесперебойный источник дохода. Судя по всему, Петр Порошенко и Александр Грановский не хотят, чтобы их уровень жизни снизился после президентских выборов, а потом готовы уложить на лопатки кого угодно или сами лечь на лопатки под россиян, лишь бы получить взамен звонкую монету…

Евгения Горенская

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
21 ноября
20 ноября