Потенциальных инвесторов отпугивает система, при которой судебные разбирательства могут затягиваться на долгие годы и результат их при этом может быть непредсказуем, ведь судье могут «занести». Одним из крупнейших предприятий, пострадавших от судебного произвола, стал Черноморский порт. Который год он не может добиться окончания судебных разбирательств с ООО «Контейнерный терминал Ильичевск» (КТИ) и вернуть свои активы. Это отпугивает потенциальных инвесторов и загоняет порт в стагнацию.
Сколько веревочке виться?
Началась история еще в далеком 2005 году, когда Черноморский порт заключил с КТИ договор о совместной деятельности, которая длилась с попеременным успехом до весны 2015 года. Порт внес в общую деятельность имущественный вклад - здания и причалы, которые после расторжения договора потребовал вернуть. Кроме того, спорным в итоге оказалось имущество – перегрузочная техника и технологическое оборудование – на сумму почти 152 млн грн. Общая сумма, о которой идет речь, превысила 50 млн долларов.
КТИ возвращать имущество отказался, поэтому пришлось идти в суд. Но суды в общей сложности длятся уже более двух лет – а воз и ныне там. Частная компания проиграла все споры – суд отказался взыскать с порта их вклад в совместную деятельность, а также признавать право собственности на имущество, приобретенное за счет средств, вложенных КТИ. В настоящее время это имущество, купленное во время сотрудничества с ООО «Контейнерный терминал Ильичевск», входит в инфраструктуру порта.
Осенью 2017 года Одесский апелляционный хозсуд в очередной раз отказался удовлетворять исковые требования КТИ, однако компанию это не остановило – уже по истечении всех сроков на подачу кассации в мае 2018 года она все же подала кассационную жалобу, и суд принял жалобу к рассмотрению. Назначено рассмотрение дела было на 6 ноября, и появился шанс, что на этом имущественные мытарства Черноморского порта закончатся. Однако в конечном итоге судья Кассационного хозяйственного суда в составе Верховного суда Елена Кибенко отложила рассмотрение дела на неопределенный срок.
Собака на сене
Столь длительные судебные разбирательства с частной компанией ставят Черноморский порт на грань выживания. Так, в 2018 году контейнерный терминал порта не переработал ни единого контейнера. Об этом заявила менеджер Офиса Национального инвестиционного совета, экс-заместитель министра инфраструктуры Украины Надежда Казначеева. Она же указала на то, что в 2012 году он переребатывал более 700 тысяч контейнеров.
В порт собирался прийти самый большой контейнерный оператор в мире – «Hutchison Ports», - который мог бы вдохнуть в Ильичевск новую жизнь. Рассматривала вероятность обосноваться в Украине также известная компания «DP World» и другие крупные инвесторы. Но все они не готовы вложить деньги в порт, который с 2015 года не может разобраться с бывшими партнерами по бизнесу.
О том, что контейнерный терминал в Ильичевске простаивает, хотя совсем недавно делил первое место с терминалом в Одессе, заявил также сооснователь и директор компании RISOIL S.A. Шота Хаджишвили на своей странице в Facebook.
Аналитик ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев также отметил, что результатом простоя терминала стал конфликта порта и КТИ.
Вины Черноморского порта тут нет, ведь в итоге все упирается в медлительность и вальяжность украинской судебной системы. Впрочем, и не только в нее. Источники уверяют, что такие сложности возникли по вине настоящих владельцев ООО «Контейнерный терминал Ильичевск», для которых желание выиграть суды при отсутствии всякой доказательной базы стало делом политическим, а не только бизнесом.
Многие СМИ писали о том, что ООО «Контейнерный терминал Ильичевск» связано с российским бизнесом. Именно поэтому во времена президента Виктора Януковича компания чувствовала себя в Черноморском порту весьма вольготно, а после бегства экс-президента и начались проблемы. Тогда КТИ стало некому прикрывать из Киева и порт попытался начать работать с ним на рыночных условиях.
Согласно данным Единого государственного реестра, владельцем компании является компания «Транспортейшн Инвестмент Лимитед» (Великобритания), а окончательным бенефициарным владельцем является гражданин России – Андрей Кобзарь.
Полтора десятка лет назад ЧП «Укртрансконтейнер», на базе которого потом и вырос гигант КТИ, являлось «дочкой» российской Национальной контейнерной компании.
В порту не под запись говорят о том, что пробиться сквозь бастионы судебных разбирательств им очень сложно, ведь сторона КТИ не скупится на соответствующие поощрения. Политическим дело стало из-за того, что россиянам вовсе не хочется терять такой лакомый кусочек имущества в Украине – особенно на столь стратегически важном объекте как порт. Часть инфраструктуры одного из самых значительных предприятий Украины может перейти в пользование России, если только НАБУ и СБУ не заинтересуются тем, кто из судей и почему именно так затягивает решение вопроса.
Намеренное затягивание судебных споров привело к тому, что Черноморский порт сейчас практически простаивает. Невозможность развиваться ставить отрасль в Ильичевске на грань банкротства, а потери от невозможности привлечь в порт инвесторов и начать использовать мощности на полную, исчисляются сотнями миллионов гривен ежегодно.
Кто и почему позволяет ООО «Контейнерный терминал Ильичевск» оставаться «собакой на сене», более двух лет не использующей имущество и не дающей использовать его Черноморскому порту – этот вопрос остается открытым.
Евгения Горенская
Свободная пресса