Речь — о законе о трансфертном ценообразовании, который был разработан Министерством доходов и сборов и принят еще летом прошлого года. Суть документа — установление контроля за внутренними операциями крупных предприятий. А точнее — за внутренним ценообразованием в группах компаний.
Если бы он начал работать, самая распространенная схема ухода от налогов — выведение средств в офшоры — была бы прекращена. А в бюджет страны могло поступить, по разным оценкам, от 20 до 100 млрд грн за три года. Только за счет того, что олигархов — владельцев финансово-промышленных групп — заставили бы платить налоги по-честному. При этом государству не понадобилось бы искать дополнительные ресурсы для пополнения бюджета в кошельках простых граждан.
Грабеж в особо крупных размерах
Давайте вспомним, каким образом небедные владельцы групп предприятий сколачивают свои капиталы, скрывая прибыль через офшоры.
Схема проста. Расположенное в Украине предприятие — например, металлургический завод — занимается производством продукции. А продажи конечным потребителям — задача уже другого предприятия. При этом и то, и другое принадлежит одному и тому же владельцу.
Продающая компания регистрируется в офшоре с минимальной ставкой налога на прибыль. Украинский завод реализует ей продукцию по себестоимости, а то и дешевле. На бумагах формируется убыток или в лучшем случае — нулевая прибыль. В то же время офшор перепродает продукцию по реальной цене.
Фактическая разница в цене покупки и продажи — это и есть прибыль предприятия. Причем, прибыль немаленькая. Налоги с нее платятся в офшор (а никак не в украинский бюджет) — а это налоги минимальные.
Зеркальный вариант: украинское предприятие покупает по завышенной цене сырье у «родственной» офшорной компании, результат тот же — местный завод в убытках, деньги оседают за рубежом.
Итог один: владелец всей группы компаний подсчитывает сверхприбыли, которые лежат на счетах офшорных компаний-посредников, а его украинские предприятия показывают убытки и, разумеется, не платят в стране налог на прибыль.
Контролирующий элемент
Закон о трансфертном ценообразовании как раз и призван был стать тем инструментом, который контролировал бы цены продажи продукции и сырья между разными компаниями, собственником которых является одно лицо.
То есть, если налоговики обнаруживают, что цены заметно отличаются от рыночных — предприятие имеет все шансы уплатить штраф, подчас очень немалый — до 5% от выручки. А это — миллиарды долларов ежегодно.
Такой исход событий владельцам, разумеется, ни к чему. Поэтому для крупных предпринимателей (а контроль предполагалось вести за компаниями, чьи операции с контрагентами превышают 50 млн грн каждая) оставался только один выход: торговать по реальным рыночным ценам, причем здесь, в Украине.
В результате можно было бы сразу решить две старых проблемы: существенно наполнить бюджет за счет честно уплаченных налогов с прибыли таких предприятий, — и прекратить отток капитала в офшоры (по причине явной невыгодности).
Напомним, этот закон, инициированный Миндоходов, принимался непросто. Что вполне объяснимо: взбунтовавшийся крупный бизнес делал все возможное, чтобы документ не заработал. Однако тогдашнему Кабинету министров удалось переломить сопротивление.
Закон был принят, и первый отчетный период для предприятий стартовал с сентября прошлого года, а уже 15 мая этого года предприниматели обязаны были подать налоговикам документы. В бюджете на этот год, утвержденном Кабинетом Азарова, учитывались доходы в том числе и от действия этого закона.
По одну сторону баррикад
Однако сейчас у документа есть все шансы быть отложенным еще на год. Формально на этом настаивает один из парламентских комитетов, точнее — некоторые депутаты. По сути же, как считают эксперты, закон откровенно тормозят как раз те, кому он явно невыгоден: представители крупного капитала, олигархи, находящиеся, судя по всему, по одну сторону баррикад как с отдельными парламентариями, так и с нынешним Кабмином.
А как иначе объяснить упорное стремление правительства залезть поглубже в карман к среднему украинцы, обложив его многочисленными налогами, акцизами, нагрузив повышенными тарифами, — и при этом явное нежелание ввязываться в бой с теневой экономикой? В то время как именно это могло бы принести в казну куда более убедительные суммы и безболезненно для простых граждан закрыть дефицит бюдета.
«Бывшая оппозиция любила и любит говорить о борьбе с олигархами, и вот этот закон как раз ограничивает их действия. А теперь закон хотят отменить. Выходит, новая власть подыгрывает тем самым олигархам?», — задается вопросом член комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Александр Долженков.
ворон ворону...